[<10>] ====== Толкования на Мк. 15:38 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу** Он отдает душу, но имеет //власть опять принять ее// [[new:in:10:17|(Ин. 10:17-18)]]; раздирается завеса, ибо показуется вышнее; расседаются камни, воскресают мертвые (ср. [[new:mf:27:51|Мф. 27:51-53]]). //**О Сыне (Слово 29).**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу** Объятая ужасом пред распятой Правдой содрогается святыня. Святыня колеблется пред морем человеческого зла. Как будто она не выносит торжества злодеяний и отвертывает свое лицо во мраке ночи беззаконий. «Поклоняюся страсти, воспеваю погребение, величаю Твою державу, Человеколюбче, имиже свободихся от страстей тлетворных» (Великая Суббота, непорочны на утрени, 1-я статия). //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу** Завеса в Храме разорвалась, и это было для того, чтобы показать, что Господь взял царство от них и отдал другим, которые будут приносить плоды (ср. [[new:mf:21:43|Мф. 21:43]]). Другое толкование: по аналогии с разорвавшимся занавесом и Храм будет разрушен, так как Дух вышел из него. Подобно тому как первосвященник притворно разорвал свои одежды [[new:mf:26:65|(Мф. 26:65]], [[new:mk:14:63|Мк. 14:63]]). Дух разорвал занавес, обличив дерзкую гордость иудеев посредством действия Своего над рукотворной вещью. Поскольку этим первосвященник разорвал свое священство и отбросил его от себя прочь, то Дух разорвал занавес надвое (ср. [[new:mf:27:51|Мф. 27:51]]). Или иначе: в то время как деньги, которые Иуда бросил в храме [[new:mf:27:05|(Мф. 27:5)]], были отвергнуты и розданы, Господь отверг и разорвал занавес входа, через который проходил Иуда. Или это было за то, что они разделили одежды Его [[new:in:19:23|(Ин. 19:23)]], потому и Он разделил занавес надвое. Ибо, даже когда сердцевина скалы раскололась надвое [[new:mf:27:51|(Мф. 27:51)]], собственное их сердце не раскаялось. //**Толкование на Диатессарон Татиана.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 38-41 **И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим** Завеса раздралась в знамение того, что благодать Духа отступила от храма, что Святое Святых сделается видимым и доступным для всех, как это и сбылось, когда вошли римляне, и что самый храм сетует. Как обыкновенно иудеи поступали в несчастьях и раздирали одежды свои, так и храм, как бы одушевленный, показал то же во время страданий Творца, раздрав одежду свою. Но этим означается и другое нечто. Плоть наша есть завеса нашего храма, то есть ума. Итак, сила, которую плоть имела над духом, раздрана страданиями Христовыми //"сверху донизу"//, то есть от Адама до последнего человека. Ибо и Адам освятился страданиями Христовыми, и плоть его уже не подлежит проклятию и тлению; напротив, все мы почтены нетлением. Сотник, то есть начальник над сотней воинов, увидев, что Он умер так владычественно, удивился и исповедал. Заметь же, как превратился порядок! Иудеи умерщвляют, язычник исповедует; ученики разбегаются, жены остаются. //"Были,// - говорит евангелист, - //тут и женщины; между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии"//, то есть Богородица, которая была для них матерью. Поскольку Она обручена была Иосифу, а Иаков и Иосия были дети Иосифа, то Она называется матерью их, как мачеха, подобно как называлась и женой Иосифа в образе невесты. Тут же была Саломия, мать сынов Зеведеевых, и многие другие. Евангелист же упомянул только о важнейших. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу** Страдания Христовы сопровождались знамением необыкновенного затмения, равно и смерть Его сопровождается страшными и чудными знамениями: **раздранием церковной завесы** и пр. Завеса церковная раздралась. Это – та завеса, которая отделяла самую святую часть храма, так называемое „Святое Святых“ [[old:ish:26:33|(Исх. 26:33;]] [[old:2par:03:14|2 Пар. 3:14)]]. Святое Святых было образом неба, и закрытие завесой этой части храма означало, что путь на небо был возбранен людям со времени грехопадения прародителей; раздранием же сей, скрывавшей его, завесы, со смертью Христовой, означалось то, что страданиями и смертью Христовой уничтожена преграда между небом и землей, и открылся для всех вход на небо, и Первосвященник-Христос вошел туда первый, как предтеча ([[new:evr:06:20|Евр. 6:20,]] [[new:evr:10:19|10:19]], и дал.). Раздранию завесы дают еще и следующее значение: как Иудеи имели обычай раздирать одежды в знак скорби в случае богохульства, так теперь и храм Божий, как бы скорбя о смерти Христа, воплотившегося Бога, разрывал одежду свою – завесу (Феоф.). Раздрание это указывало на окончание ветхого завета и на близкое разрушение храма и уничтожение ветхозаветного служения; – на то еще, что смертью и воскресением Господа, все, прежде неясное и загадочное, как тень грядущих благ, должно объясниться, исполнившись на Нем. У еванг. Матфея еще сказано: //земля потряслась, камни расселись, и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим// [[new:mf:27:51|(Мф. 27:51-]][[new:mf:27:53|53)]].// Земля потряслась//. Это землетрясение, как равно и солнечное затмение, было не обыкновенным, а чудесным. Оно служило выражением гнева Божия за предание смерти возлюбленного Его Сына и, вместе, сострадания природы, которая, //не терпя зрети распинаема своего Зиждителя и Господа// (церк. песн.), изъявляла это свое сострадание к распятому и негодовaниe на распинателей. Землетрясение также свидетельствовало, что после смерти Господа, на земле в человечестве должно произойти великое потрясение и переворот, т. е. нравственное обновление людей, живущих на земле. От потрясения земли камни, т. е. скалы гор, //расселись//. „Землетрясение показывало, пишет толкователь Зигабен, что распятый на кресте мог бы своих противников погребсти и зарыть в земле; но не восхотел этого сделать по своей благости“. Об этом землетрясении, как и о затмении солнца [[new:mk:15:33|(Мк. 15:33)]], записал римский историк и астроном того времени Флегон. Им записано, что в 4-й год 202 олимпиады (это – тогдашний счет времени, – по нашему, в тот год, в который Господь пострадал), произошло страшное и невиданное дотоле затмение солнца, и что мрак был так велик, что даже в полдень можно было видеть звезды на небе. Тогда же, продолжает он, случилось сильное трясение земли, разрушившее в Вифании большую часть города Никеи (Архим. Никод. Сбор. Барс.). Св. Кирилл Иepyc., спустя 3 века после смерти Спасителя, в слух иерусалимских христиан говорил, что на скалах, окружающих Иерусалим, сохранились еще следы разрушения, совершившегося во время смерти Господа (Там же). От потрясения земли, //камни расселись, гробы//, которые обыкновенно делались в каменных горах в виде пещер, //отверзлись//, т. е. камни, которые закрывали вход в эти пещеры, отпали, а иные и самые горы над пещерами расселись, и таким образом погребальные пещеры сделались открытыми. Распадение камней также свидетельствовало о сокрушении окаменелых сердец человеческих, изменение их свойств и расположений благодатью Христовой ([[old:iez:36:26|Иез. 36:26-]][[old:iez:36:27|27]]. Архим. Никод.). //И многие тела усопших святых воскресли//. Воскресли, конечно, те святые, которые жили верой в ожидавшегося Спасителя, и конечно те из них, которые недавно умерли и которых потому могли узнать оставшиеся в живых, жители Иерусалима, – полагают, что воскресли свв. Иоанн Креститель, Симеон Богоприимец с Анной пророчицей, Захария с Елисаветой и т. п. Воскресли, потому что Господь Иисус Своей смертью попрал смерть и победил ад. Воскрешение умерших Господом служило самым очевидным изображением Его силы и величия. Оно также служит залогом нашего будущего воскресения (Григ. Двоесл.). Сказано: //воскресли тела усопших//. „Откуда же взялись тела? Из ветхозаветной церкви мы не видим, чтобы в ней были какие-либо нетленные тела усопших святых, вопрошает святитель Иннокентий (Херс.) и отвечает: мне кажется это знаком, что в гробах усопших уже находятся таинственным образом начатки тех нетленных телес, в кои имеют облещися души в последний день, подобно как в продолжении зимы уже находятся в семенах, посеянных осенью, телеса будущих летних растений, так что если бы каким-либо чудом воссияло среди зимы летнее солнце, то они вышли бы из своих гробниц и явились взору всех“. //И вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. По воскресении Его//, т. е. Господа Иисуса Христа, следовательно, в час смерти Его только отверзлись гробы, а праведники воскресли уже после того, как воскрес Он Сам, Начальник воскресения, победив смерть. „Смерть Господа сокрушила твердыни адовы и пробудила почивавшие в сердце земли телеса святых, и они восстали, разрешились от уз смерти, но всю полноту обновленной жизни восприяли не прежде, как по воскресении Господа, да будет Он, по словам Апостола, //во всем первенствуя//“ [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]]. //Вошли во святой град//, т. е. в Иерусалим. Иерусалим назван святым, потому что в нем был единственный в то время, в знамение единства Божия, – храм истинного Бога. //Явились// для того, чтобы засвидетельствовать плоды смерти Христовой и Его воскресение: //многим//, чтобы, как пишет св. Златоуст, „действительность сия, т. е. воскресение умерших, не была сочтена за мечтание“. „Явились многим, но кому именно, евангелист не указывает, может быть потому, пишет святитель Иннокентий (Херсон.), что число удостоившихся явления было очень велико. Не видно, напр., чтобы восставшие святые являлись апостолам. Но много ли бы для них значило cиe явление, когда они несколько раз имели счастье видеть Самого воскресшего своего Учителя? А может быть, удостоились сего видения некоторые из неверовавших дотоле в Господа, но имевших в душе расположенности к веpе. И явление это, конечно, было самым сильным свидетельством воскресения Господа и Его божественного достоинства. Когда воскресший говорил кому-либо: я воскрес силой Иисуса, распятого и воскресшего, веруй в Него так же несомненно, как несомненно видишь теперь меня; то всем сомнениям надлежало исчезнуть, всем возражениям пасть самим собой“. „Что последовало с воскресшими праведниками, по окончании их явлений многим? вопрошает святитель Иннокентий (Херс.) и отвечает так: в разрешении сего вопроса ни евангелист, ни церковная история не говорят ни слова. Но несомненно, что они не остались на пребывание в Иерусалиме. Куда же они отошли? Ужели во гробы, из коих вышли? Это было бы несообразно с их воскресением. Если Лазарь воскрешенный умер паки, то должно помнить, что он воскрес с обыкновенным человеческим телом, а святые, воскрешенные смертью Господа, воскресли в теле обновленном, таком, каковы будут телеса всех по всеобщем воскресении, или близким тому. С таким телом как опять разлучаться душе, и такому телу, как и для чего входить паки во гроб? Посему-то свв. отцы издревле полагали, что воскресшие святые не умирали уже паки, а сопровождали невидимо Господа на небо при Его вознесении, составив вокруг Него начатки обновлённого человечества, к которому потом присоединилась в свое время Матерь Божия“. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу** См. Толкование на [[new:mk:15:26#lopuxin_ap|Мк. 15:26]] [<10>]