[<10>] ====== Толкования на Мк. 15:40 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 40-41 **Были тут (при кресте) и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим** В вихре зла, крутящемся на земле, когда идет поругание и распятие Подвижника Правды, когда от Него отвертывается вся земля, когда изменяют любимые и избранные, не колеблется только чистое сердце, полное беззаветной преданности и нераздумывающей любви. Это было сердце женщин. Такое сердце поняло подвиг, преклонилось пред ним и отдалось служению ему. И уж ничто внешнее: ни обстановка страданий, ни страх, ни действительная опасность не остановили чистого и преданного сердца в служении подвигу правды. Да будет же благословенно это сердце! Оно принимало вздохи страданий, потому ему и дается первая радость [[new:mf:28:05|(Мф. 28:5-10]], [[new:in:20:17|Ин. 20:17-18)]]. «Покланяемся страстем Твоим, Христе! Покланяемся страстем Твоим, Христе! Покланяемся страстем Твоим, Христе! Покажи нам и славное Твое Воскресение!» (Великий Пяток, 15-й антифон на утрени). //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Августин ===== **Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия** Вглядитесь в красоту высшего Возлюбленного вашего (ср. [[new:mf:27:55|Мф. 27:55]]), рассудите о Равном Отцу и о Том, Кто явился от Матери, царит на небесах и служит рабом на земле, Кто творит все и рожден посреди всего! Взгляните, как красиво все то, что осмеивают в Нем гордецы! Очами души взгляните на раны Висящего, на рубцы Восстающего, на кровь Умирающего, на плату Верящего, на выкуп Искупающего (ср. [[new:gal:02:20|Гал. 2:20]], [[new:gal:06:17|6:17]], [[new:fil:03:10|Фил. 3:10]])! Об этом помышляйте, это полагайте на весы любви, и всю любовь, которую вы берегли для брака, отдавайте Ему! //**О святом девстве.**// ---- Каким образом понимать, что одна и та же Мария Магдалина стояла поодаль с другими женщинами, как сообщают Матфей и Лука (ср. [[new:mf:27:55|Мф. 27:55-56]], [[new:lk:23:49|Лк. 23:49]]), и была у креста, как говорит Иоанн [[new:in:19:25|(Ин. 19:25)]]? Значит, они находились на таком расстоянии, что можно было сказать «у креста», поскольку они были перед Его глазами, но и «поодаль», если сравнивать с толпой, окружавшей Его, где были и сотник, и воины. Можно понимать это и так, что бывшие с Матерью Господа женщины, когда Он передал ее ученику [[new:in:19:26|(Ин. 19:26-27)]], начали отступать под натиском толпы, а происходившее затем наблюдали, удаляясь. Евангелисты, которые уже после смерти Господа рассказывали о женщинах, могли сказать, что они находились поодаль. //**О согласии евангелистов.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия** См. Толкование на [[new:mk:15:38#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 15:38]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия** Кто говорит, что брат Господа не апостол, а третий Иаков? Ведь и Павел именует его апостолом: //Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня// [[new:gal:01:19|(Гал. 1:19)]]. А евангелист Марк называет его не третьим, а вторым: //Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия//. Обычно разница между большим и меньшим предполагает не троих, а двоих: меньший Иаков зовется Алфеев, в отличие от большего, который зовется сыном Зеведея (ср. [[new:mf:10:03|Мф. 10:3]], [[new:mf:27:56|27:56]], [[new:mk:03:18|Мк. 3:18]], [[new:lk:06:15|Лк. 6:15]], [[new:act:01:13|Деян. 1:13]]). //**Изложение Деяний апостолов.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 40-41 **Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим** **Бяху же** (тут были) **и жены** (женщины). Это – последовательницы или ученицы Христовы, так как известно, что между последователями Его были и женщины [[new:lk:08:02|(Лк. 8:2)]]. Из Апостолов, кроме Иоанна Богослова, никого не было у креста Господня, страх пересилил любовь к Учителю. Зато любовь женщин-учениц превозмогла всякий страх. **Издалеча зряще** (издали смотрели), потому что приблизиться ко кресту не позволяли им римские воины, сторожившие крест. **Смотрели**, т. е. наблюдали за страждущим своим Учителем и Господом и сами страдали за Него своей душой. **Магдалина**, – происходившая из города Магдалы, на юго-западном берегу Галилейского озера, пониже Тивериады [[new:mf:15:39|(Мф. 15:39)]]. **Мария Иакова малого** (меньшего) **и Иосии мати** (мать), **и Саломия**. – **Мария**. Полагают, что это была Сама Пресв. Матерь Господа (Златоуст и Феоф.). Евангелисты называют Ее матерью Иакова и Иосии, потому что Иаков и Иocия были дети Иосифа от умершей его жены; а так как Богородица называлась женой Иосифа, то называлась и матерью (мачехой) этих детей его, или жена Алфея или Клеопы, одного из 70-ти апостолов, сестра Богоматери. **Саломия** – по Матфею, //мать// сынов //Зеведеевых// [[new:mf:27:56|(Мф. 27:56)]], т. е. апостолов Иакова и Иоанна. //Служаху// (служили), т. е. прислуживали Ему. У еванг. Луки сказано: //служили имением своим// [[new:lk:08:03|(Лк. 8:3)]], т. е. помогали в обычных житейских нуждах средствами своими, потому что Иисус Христос и Его последователи, особенно Апостолы, были бедны. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия** См. Толкование на [[new:mk:15:26#lopuxin_ap|Мк. 15:26]] [<10>]