[<10>] ====== Толкования на Мк. 15:42 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою** Вчера заколался агнец, и помазывались косяки, и Египет оплакивал первенцев, и губитель прошел мимо нас (ср. [[old:ish:12:01|Исх. 12:1-30]]), и жертвенный нож внушает страх и почтение, и мы оградились честною кровью. Сегодня мы окончательно покинули Египет, и жестокого гонителя фараона, и тяжких надсмотрщиков и освободились от глины и делания кирпичей (ср. [[old:ish:05:start|Исх. 5]]). Никто не помешает нам праздновать Господу Богу нашему праздник Исхода, и праздновать не со старой закваской злобы и лукавства, но с опресноками искренности и истины (ср. [[new:1kor:05:08|1 Кор. 5:8]])... Вчера я распинался вместе с Христом, сегодня прославляюсь с Ним. Вчера вместе с Ним я умертвлялся, сегодня оживотвотворяюсь с Ним. Вчера я погребался со Христом, сегодня воскресаю вместе с Ним. //**На святую Пасху и промедление.**// ===== Блж. Августин ===== **И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою** Писание свидетельствует, что это были не полные три дня: от первого дня сосчитана вторая половина; от третьего дня - первая; средний, то есть второй день, - совершенно полностью, то есть двадцать четыре часа, двенадцать ночью и двенадцать днем. Распят Он сначала голосами иудеев в третий час шестого дня, перед субботой; на самом кресте поднят в час шестой, и дух испустил в час девятый (ср. [[new:mf:27:23|Мф. 27:23-50]]). //**О Троице.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 42-47 **И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою, - пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали** Блаженный Иосиф, еще служа Закону, признал Христа Богом, почему и дерзнул на похвальный подвиг. Не стал он размышлять: вот я богат и могу потерять богатство, если буду просить тело Того, Кто осужден за присвоение Себе царской власти, и сделаюсь ненавистным у иудеев, - так ни о чем подобном не размышлял сам с собою, но, оставив все, как менее важное, просил одного - предать погребению тело Осужденного. **"Пилат удивился, что Он уже умер"** ибо думал, что Христос долгое время будет выдерживать страдания, как и разбойники, почему и спросил сотника: **"давно ли умер?"**. То есть неужели умер прежде времени? Получив тело, Иосиф купил плащаницу и, сняв тело, обвил ей, честное честно предавая погребению. Ибо он был и сам ученик Христов, и знал, как почтить Владыку. Он был **"знаменитый"**, то есть человек почтенный, благочестивый, безукоризненный. Что касается до звания советника, то это было некоторое достоинство или, лучше, служение и должность гражданская, которую имеющие должны были заведывать делами судилища, и здесь часто подвергались опасностям от злоупотреблений, свойственных сему месту. Пусть слышат богатые и занимающиеся делами общественными, как достоинство советника нисколько не препятствовало добродетели Иосифа. Имя "Иосиф" - значит "приношение", а "Аримафей" - "возьми оное". Будем же и мы, по примеру Иосифа, всегда прилагать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо. Да сподобимся принять и Тело Иисусово посредством Причащения и положить оное в гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забывающей Бога. Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей свое утверждение во Христе, Который есть Камень. Да обвием сие Тело плащаницею, то есть примем его в чистое тело, ибо тело есть как бы плащаница души. Божественное Тело должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело. Должно же именно обвить оное, то есть покрыть, а не раскрывать, ибо Таинство должно быть покрыто, сокровенно, а не раскрываемо. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою** Еванг. Марк описывает погребение Христово почти одинаково с евангелистом Матфеем [[new:mf:27:57|(Мф. 27:57-]][[new:mf:27:61|61)]]. **Уже позде бывшу** (как уже настал вечер). Это – вечер пятницы, когда Господь после трехчасовых крестных Своих страданий скончался – время после 9-ти часов дня, по-еврейскому счету, или после 3-х часов пополудни, по-нашему. Поелику была пятница, т.е. день перед субботой (**понеже бе пяток, еже есть к субботе**). Тут указывается причина, по которой Иосиф спешил похоронить Иисуса Христа. С вечера пятницы Евреи начинали празднование субботы, когда уже нельзя было ничего делать, и, значит, тело Христово должно было оставаться на кресте. Тем более еще, что в эту пятницу, вечером, нужно было вкушать пасхального агнца, так как с сего вечера уже начинался праздник Пасхи. Иосиф и пользуется для погребения Христова малым временем, которое оставалось до прекращения занятий и до вкушения агнца. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 42-47 **И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали** (См.[[new:mf:27:57| Мф.27:57–61]]). //«Потому что была пятница»// (стих 42). Евангелист Марк отмечает, почему Иосиф спешит совершить погребение Христа. Наступал уже вечер пятницы, оставалось лишь два-три часа до начала субботы, когда по закону нельзя уже было производить какие-либо работы, даже и снятие с креста. Кроме того, начало субботы было в этот год началом пасхального праздника, а это тем более заставляло спешить с окончанием всякой работы. //«Знаменитый»// (стих 43) – правильнее: «человек состоятельный и уважаемый» (εὐσχήμων). //«Член совета».// Это выражение представляет собой отдельно стоящий эпитет. Оно обозначает члена Синедриона. //«Ожидал Царствия Божия»// – Царства Мессии, но, вероятно, как славного, внешнего, политического царства. Важно, во всяком случае, то, что симпатизировали новому Учителю не только низшие классы народа, но и знатные люди. //«Осмелился»//. Евангелист Марк один отмечает эту черту характера Иосифа. Бояться же он мог не столько Пилата, как своих же сотоварищей по Синедриону, которые, конечно, не простили бы ему заступничество за Христа, даже тогда, когда это заступничество касалось только права Христа на пристойное погребение. //«Пилат удивился...»// (стих 44). Распятые иногда мучились на кресте по нескольку дней, и потому удивление Пилата естественно. [<10>]