[<10>] ====== Толкования на Мк. 16:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов** //Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный// [[old:ps:117:24|(Пс. 117:24)]]! Почему? Потому что солнце уже не затмевается, но все просвещается; уже не завеса рвется, но Церковь познается; уже не пальмовые ветви мы носим, но новопросвещенных ведем... Этот день, и никакой другой! Ибо одно Царство, а не многие владычества. Это день по Господу именуемый, торжественный, день воскресения по обычаю, украшение благодати и раздатель умного агнца, млекопитатель возродившихся и попечитель о нищих. //Возрадуемся и возвеселимся в оный//: не в лавки торопясь, но спеша в храмы мучеников; не пьянство почитая, но любя умеренность; не скача по-иудейски, но наслаждаясь по-апостольски; не играя на площадях, но воспевая в жилищах... Это тот день, в который освободился Адам, в который Ева избавилась от скорби; в который свирепая смерть устрашилась; в который сила мощных камней ослабла и запоры гробниц, расторгнутые, отворились; в который тела давно скончавшихся были возвращены к прежней жизни; в который побеждены были вечно сильные и прочные законы земных вещей; в который при воскресении Владыки Христа отверзлись небеса; в который цветы и плоды воскресения, словно в саду, взошли во вселенной для рода человеческого; в который проросли лилии новопросвещенных; в который иссохло кровотечение грешников; в который обессилена была мышца дьявола; в который рассеялись полки демонов. //**На Воскресение Господне.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов** Из сказанного представляется будто Евангелист ясно указывает и час, когда Господь воскрес, т.е. – **«заутра»**, и что в тот же самый час Воскресения Он сначала явился Марии Магдалине. Однако, не это он говорит, как для разумевающих станет ясно немного далее. Ибо немного выше и он, согласуясь с прочими Евангелистами, говорит, что эта Мария приходила и ранее с прочими Мироносицами на гроб (Христа), и увидев его (пустым), ушла; отсюда явствует, что Господь воскрес гораздо ранее наступления утра, когда она увидела его (гроб). Обозначая же то время, он не просто сказал **«заутра»**, как – выше, но **«зело рано»**; следовательно он указывает здесь не на восход солнца, но говорит, что в то время был слабый, предшествующий восходу солнца, свет. Обозначая это и Иоанн говорит, что Мария Магдалина пришла рано, когда было еще темно, и увидела, что камень отвален от гроба [[new:in:20:01|(Ин.20:1)]]. Но только тогда она не вошла сама во гроб (пещеру Гроба Господня), согласно повествованию Иоанна, но отошла от гроба, не увидев Господа; потому что она побежала и пришла к Петру и Иоанну, и возвестила им не о Воскресении Господа, но о том, что Он – взят от гроба; так как она отнюдь не знала еще о Воскресении. Господу не было угодно просто явиться в первый час, но по прошествии первого часа дня. **//Омилия 18. В Неделю Мироносиц.//** ===== Свт. Исидор Севильский ===== **Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов** В Священном Писании этот день изображен как торжественный. Это был первый день мира: в этот день образованы элементы мира, в этот день сотворены ангелы, в этот день из мертвых воскрес Христос, в этот день с небес на апостолов сошел Дух Святой. И в этот же день впервые в пустыне дана была манна небесная. //**О церковных служениях.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов** Так вознаграждается любовь! Ей дарится первая радость. Мироносицы при жизни Христа и во время Его страданий и после самой смерти Христа обнаружили так много самоотверженной любви к Господу, любви, превосходящей самую любовь избранных апостолов, что Господь по Своем Воскресении является им первым, предпочтительно пред всеми учениками. Так близки Христу и так любимы Им преданные Ему души! Счастлива Мария! Блаженны последующие ей! «Радуйся, Дево, радуйся! Радуйся, Благословенная! Радуйся, Препрославленная! Твой бо Сын воскресе, тридневен от гроба» (припев 9-й песни пасхального канона). //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Сщмч. Игнатий Богоносец ===== **Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов** Итак, на пятницу приходится страдание, на субботу - погребение, а на День Господень - воскресение. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 9-14 **Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили** //"Воскреснув"// - здесь остановись, потом читай: //"рано в первый день недели, Иисус явился Марии Магдалине"//. Ибо не воскрес рано (кто видел, когда Он воскрес?), но явился рано, в день воскресный (так как этот день есть первый день субботы, то есть седмицы).// "Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов"//, то есть многих (ибо Священное Писание принимает иногда число "семь" в смысле множества) или семь бесов, противоположных семи духам добродетели, как-то: дух бесстрашия (небогобоязливости), дух неразумия, дух неведения, дух лжи и прочие, противоположные дарованиям Святаго Духа. //"После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение"//. Об этих двоих и Лука говорит [[new:lk:24:13|(Лк. 24, 13-35).]] //"И те возвестили прочим; но и им не поверили"//. Как же Лука говорит, что они, //"возвратились и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес"// [[new:lk:24:33|(Лк. 24, 33-34)]], тогда как по свидетельству Марка не поверили и тем, кои пришли из села? Отвечаем: когда евангелист говорит, что //"возвестили прочим"//, то разумеет не одиннадцать апостолов, но некоторых других. Этих и назвал он "прочими", поскольку одиннадцать видели Его (Христа) в тот же день, в который и возвратившиеся из села нашли их говорящими, "что Господь истинно воскрес". ===== Беда Достопочтенный ===== **Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов** Подобно тому, как в самом начале жена стала автором вины перед мужем, а муж соучастником этой вины (ср. [[old:gen:03:01|Быт. 3:1-24]]), так теперь вкусившая первой смерть первой видит и воскресение, дабы ей не быть вечно виновной в грехе перед мужчинами. Жена, принесшая мужу вину, теперь принесла ему благодать. //**Изложение Евангелия от Марка.**// ---- О том, что Господь вышел из закрытого гроба, первой ученикам поведала женщина (ср. [[new:mk:16:10|Мк. 16:10]], [[new:in:20:18|Ин. 20:18]]), чтобы там, где царствовал грех, стала изобиловать благодать (ср. [[new:rim:05:20|Рим. 5:20]]). //**Изложение Деяний апостолов.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов** Господь Иисус Христос, по воскресении Своем, пребывал на земле в течение 40 дней; в это время Он являлся Апостолам и учил их тайнам царствия Божия, т. е. тайнам Своей христианской веры [[new:act:01:03|(Деян. 1:3)]]. О нескольких таких явлениях повествует св. еванг. Марк, но повествует кратко, и подробно лишь только об одном, – мироносицам. Об упоминаемых Марком явлениях подробнее говорят евангелисты. **Воскрес Иисус заутра в первую субботу** (рано в первый день недели) и пр. **В первый день недели**, чит. в объясн. [[new:mk:16:02|(Мк. 16:2)]]. **Явися прежде** (явился сперва) **Mapии Магдалине** – одной из жен мироносиц (Чит. объясн. [[new:mk:15:40|Мк. 15:40]]). Об этом явлении св. Марии подробно говорит еванг. Иоанн [[new:in:20:11|(Ин. 20:11-]][[new:in:20:18|18)]]. Как первая согрешила в раю жена, так первая жена же удостаивается слышать от Самого Победителя греха весть о победе над грехом и искуплении от него и от всех его следствий (Мих.). **Из неяже** (из которой) **изгна** (изгнал) **седмь бесов**. Это значит, что Mapия Магдалина была исцелена Господом от жестокого беснования, потому что число семь в Свящ. Писании употребляется иногда в смысле множества (Феоф.). По всей вероятности, после своего исцеления она сделалась самой ревностнейшей ученицей Христовой, которая всюду следовала //за Ним// и служила //Ему// от трудов своих [[new:mk:15:41|(Мк. 15:41)]]. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-11 **Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили** См. «О подлинности заключения к Евангелию Марка», с. 96. Об этом явлении Христа Марии Магдалине не говорит и евангелист Матфей (а также и Лука). Только евангелист Иоанн с гораздо бóльшими подробностями описывает его [[new:in:20:11|(Ин. 20:11–18)]]. «//Сперва//». Евангелист, очевидно, противополагает это явление двум, описываемым далее (стихи [[new:mk:12:14|12:14]]). // «Из которой изгнал»// семь, т. е. очень много «//бесов//». Вероятно, эта Мария за полученное ею исцеление сделалась наиболее ревностной последовательницей Христа. //«Бывшим с Ним»//. Значит не только апостолам, но и другим верующим (ср. [[new:act:01:21|Деян. 1:21]]). //«Не поверили»//. Ясно, что апостолы опасались вдаться в заблуждение, так как женщины, с их точки зрения, не являлись достаточно твердыми свидетельницами истинности воскресения. Им могло представляться странным и то, почему Христос явился не им, а женщинам. С другой стороны, евангелист Марк дает понять, что неверие не осталось в душе апостолов как что-то постоянное, об этом говорит то обстоятельство, что он употребил здесь аорист (ἠπίστησαν), показывающий, что действие, обозначаемое глаголом, не имело продолжения, а было, так сказать, временным (однократным). [<10>]