[<10>] ====== Толкования на Мк. 16:17 ====== ===== Апостольские постановления ===== **Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками** Справедливо Он говорит всем нам как посвященным о дарах Святого Духа: //Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы//. Прежде всего эти дары проявились в нас, апостолах, когда мы готовились проповедовать Евангелие всей твари; позднее же они должны были быть сообщены также тем, кто уверовал через нас. Не на пользу творящих их даны они были, но для убеждения неверующих, чтобы тех, кого не убедило слово, устыдила сила знамений. ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками** Бог послал апостолов, послал пророков и учителей, дал дар целительства, который, как ты уже знаешь, дается Духом Святым, дал многие языки. Однако не все - апостолы, не все - пророки, не все - учители, и не все, как Он говорит, имеют дар исцеления, и не все говорят на языках (ср. [[new:1kor:12:30|1 Кор. 12:30]]). Ибо все дары Божии не могут пребывать в отдельном человеке. Каждый получает то, к чему стремится или чего заслуживает. ---- Отец поставил учителей, поставил их и Сын в Церкви. Как Отец наделяет даром исцеления, так и Сын. Как Отец дает дар языков, так и Сын подает обильно. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками** Неужели, братья мои, вы так мало верите из-за того, что таких знамений не совершаете? Но они нужны были, когда Церковь создавалась: пока вера росла, ее надо было подкармливать чудесами. Вот и мы, когда сажаем виноградник, то поливаем его водой, пока не увидим, что растения прижились в земле; а как корень приживется, поливаем меньше... Совершающие эти внешние знамения жизнь вечную из-за них не обретают. Ведь эти телесные чудеса указывают на святость, однако святости не дают. ---- Следует тщательно поразмышлять об этих знамениях и силах. Конечно, Святая Церковь ныне духовно совершает то, что некогда совершала через апостолов телесно. Когда, священники ее, возлагая на верующих руки, благодатью изгнания бесов воспрещают злым духам обитать в их разуме, разве не бесов они изгоняют? Когда, оставляя мирские речи прежней жизни, верующие изрекают святые тайны и воздают, насколько могут, хвалу и силу своему Создателю, разве не на новых языках они говорят? Когда они своими добрыми наставлениями изгоняют зло из сердец других людей, не змей ли берут они?.. Не величественнее ли эти чудеса, потому что они духовные, потому что ими воскрешаются не тела, а души? Вот такие знамения, братья возлюбленные, вы совершите, если того пожелаете - Бог свидетель (ср. [[old:ps:090:13|Пс. 90:13]], [[new:in:14:12|Ин. 14:12-14]], [[new:1kor:13:start|1 Кор. 13]]). //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками** Между непостижимыми, чудными свойствами имени Иисуса находится свойство и сила изгонять бесов. Это свойство объявлено Самим Господом. Он сказал, что верующие в Него, «**именем Его бесы ижденут**». На это свойство имени Иисуса необходимо обратить особенное внимание, потому что оно имеет важнейшее значение для упражняющихся молитвой Иисусовой. <...> Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке и изгоняет их из человека. При этом совершается нечто подобное тому, что совершилось при изгнании беса из беснующегося отрока, после преображения Господня. Когда отрок увидел пришедшего Господа, «//дух стрясе//» отрока, «//и пад на земли, валяшеся, пены теща//». Когда Господь повелел духу выйти из отрока, дух, от злобы и лютости движения, при которых он вышел, возопил, сильно и продолжительно потрясал отрока, от чего отрок сделался как бы мертвым ([[new:mk:09:17|Мк. 9:17]]-27). Сила сатаны, пребывающая в человеке при его рассеянной жизни непримечаемой и непонимаемой, когда услышит имя Господа Иисуса, призываемое молящимся, приходит в смятение. Она воздвизает все страсти в человеке, посредством их приводит всего человека в страшное колебание, производит в теле различные, странные болезни. В этом смысле сказал преподобный Иоанн Пророк: «Нам немощным остается только прибегать к имени Иисуса: ибо страсти, как сказано, суть демоны – и исходят от призывания сего имени». Это значит: действие страстей и демонов – совокупное: демоны действуют посредством страстей. Когда увидим при упражнении Иисусовой молитвой особенное волнение и воскипение страстей, не придем от этого в уныние и недоумение. Напротив того, ободримся и уготовимся к подвигу к тщательнейшему молению именем Господа Иисуса, как получившие явственное знамение, что молитва Иисусова начала производить в нас свойственное ей действие. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 17-18 **Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы** Вера есть сила, и верою-силою человек вдвигается в новую сферу жизни по Боге, в жизнь Духа и Бога. В верующем сеется //«семя Божие»//, и он становится //«рожденным от Бога»//, и //«Бог в нем пребывает»// [[new:1in:03:09|(1 Ин. 3:9]], [[new:1in:04:12|4:12)]]. А //«что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего»// [[new:1in:04:13|(1 Ин. 4:13)]]. Когда же верующий носит в себе от Духа Божия, тогда, конечно, он выше мира и его условных порядков, выше законов земли, //«ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире»// [[new:1in:04:04|(1 Ин. 4:4)]]. Вот почему //«рожденный от Бога побеждает мир»// [[new:1in:05:04|(1 Ин. 5:4)]]. При этой победе рожденного от Бога над миром зла совершенно естественны **«знамения»**, сопровождающие жизнь истинно верующего. Чем живее и глубже вера, чем решительнее вдвинут человек в стихию Духа, тем обязательнее **«знамения»**, сопровождающие его жизнь. Так жизнь праведника идет в бесконечном кольце этих **«знамений»**. «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (тропарь 9-й песни пасхального канона). //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками** **Знамения веровавшим**. Значит, когда бы и где бы ни жили и где бы ни были эти верующие – только бы они были верующие, – они будут изгонять именем Спасителя бесов от себя или из других. Только произнеси с верою несомненною во всемогущую державу Спасителя Бога имя Его или изобрази рукою знамение креста – и кто бы ты и где бы ты ни был, ты прогонишь сопротивные силы. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками** См. Толкование на [[new:mk:16:15#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 16:15]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками** **Знамения верующим**: и пр.: знамения или чудеса, которые будут свидетельствовать об истине проповедуемой и приемлемой веры, и будут вызваны силой этой веры для большего уверения верных и для большего убеждения к вере еще неверующих. Верующими здесь называется прежде всего сами Апостолы, первые проповедники Евангелия, которым и обещаются эти знамения, потом - и все истинно верующие, которые силой своей веры всегда могут совершать чудеса для высоких целей проповеди Евангелия и пользы верных. Это обетование относится впрочем преимущественно к первым проповедникам Евангелия и верующим, как и действительно мы видим преимущественно в истории первохристианской Церкви обилие чудес; но и во все времена даже до наших дней, чудеса в Церкви Христовой совершаются высоковерующими, святыми членами Церкви. **Именем Моими** пр.: см. выше [[new:mk:06:07|Мк. 6:7]], [[new:mk:06:13|13]]; [[new:mk:09:38|Мк. 9:38]] и др. прим. к [[new:mf:04:24|Мф. 4:24]]. **Будут говорить новыми языками**: на наречиях, которых дотоле не знали и которым не учились, — будут говорить свободно, проповедуя Евангелие царствия Божия. Это обетование исполнилось собственно на Апостолах в день Пятидесятицы [[new:act:02:04|(Деян. 2:4-11)]], и исполнилось на них после, при проповедании ими Евангелия во всей вселенной. — Исполнялось впрочем оно на верующих в Церкви (напр. [[new:1kor:12:10|1 Кор. 12:10]], [[new:1kor:12:28|28]], [[new:1kor:12:30|30]]; [[new:1kor:13:01|1 Кор. 13:1]] и др.), но примеров этого не очень много известно из истории. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 17-18 **Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы** Слова сии относятся главным образом к Апостолам, как первым проповедникам Христовой веры, но относятся и ко всем верующим. Как Господь Сам, проповедуя Свое учение, совершал чудеса для того, чтобы показать, что Он есть посланник Божий и что учение Его не человеческое, а Божественное, и чтобы, поэтому лучше возбудить веру в Своих слушателях; так для той же цели дал Он силу творить чудеса и Апостолам, а также и всем Своим истинно верующим, которые силой своей веры могли совершать и совершают чудеса для высоких целей, напр., для успеха евангельской проповеди и также для пользы верных. И в первые времена христианства, как видим из истории Церкви, совершалось множество чудес; чудеса совершаются и в наши времена. **Именем Моим бесы ижденут** (будут изгонять бесов). (Чит. [[new:mk:06:07|Мк.6:7-]][[new:mk:06:13|13,]] [[new:mk:09:38|9:38]] и друг.). **Языки возглаголют новы** (будут говорить новыми языками), т.е. которых не знали, которым не учились. Так и было с Апостолами после сошествия Св. Духа на них. Были и другие примеры сего в первые времена христианства ([[new:1kor:12:10|1 Кор. 12:10-]][[new:1kor:12:28|28,]] [[new:1kor:12:30|30]] и др.). **Змия возьмут** (будут брать змей), т.е. сила змеиного яда не будет вредить им. Так и было, например, с апостолом. Павлом [[new:act:28:03|(Деян. 28:3-]][[new:act:28:06|6)]]. Так как змей может служить образом зла, то этими словами означается и то, что верующие будут одолевать всякую враждебную им силу (Сл. [[new:lk:10:19|Лк. 10:19]]). Это – то же, что //власть наступать на змию и скорпию и всю силу вражию//, что обещал Господь даровать и даровал Апостолам. **Аще и что смертно испиют** (смертоносное выпьют), **не вредит** (не повредит) **им**. История первых времен христианства представляет много примеров на это. Такое чудо было с Иоанном Богословом: он выпил чашу с ядом и остался невредимым. **На недужные** (на больных) **руки возложат, и здрави будут**. И на это множество примеров в истории христианства. Св. Григорий Двоеслов пишет по поводу слова Спасителя: **Знамения** веровавшим **сия последуют** и пр. „Если вы, бpaтиe, не творите тех знамений, кои необходимы были при начале Церкви Христовой, то знайте, что чудеса нужны были только для распространения веры, подобно как и мы, насаждая дерева, дотоле только поливаем их водой, пока они укоренятся; а когда они вырастут и пустят глубоко корни свои в землю, то перестаем их поливать. Впрочем, и мы обладаем этими знамениями и чудесами, только в духовном смысле. Когда священники, при заклинании нечистых духов, возлагают руки на верующих, то благодатью Христовой они, подобно Апостолам, изгоняют бесов; равным образом, когда верующий, оставляя мирские разговоры, беседует о духовном, воспевает хвалебные песни во славу Творца, то что иное он делает, как не новыми языки глаголет? Кто благими своими советами искореняет в сердце брата своего злобу, тот змия вземлет. Кто всеми мерами содействует еще неутвержденному в благочестивой жизни, ближнему своему и примером добродетельной жизни своей утверждает его в благочестии, тот как бы на недужные возлагает руки, да здрави будут. Польза, какая происходит от таких духовных чудес, также важна. И эти чудеса еще спасительней, потому что врачуют не тела, а души“. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками** См. Толкование на [[new:mk:16:14#lopuxin_ap|Мк. 16:14]] [<10>]