[<10>] ====== Толкования на Откр. 1:12 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 12-13 **Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною: и обратившись, увидел семь золотых светильников. И посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом** Голос, который слышал Апостол, не был чувственный, это объясняет он словом **обратихся**, т. е. оборотился не за тем, чтобы слышать, но **видети** его, ибо духовное слышание и видение означают одно и то же. - Обратившись же, говорит он далее, увидел семь золотых светильников (ниже их называет церквами), а среди них Христа, **подобна Сыну человечу** (Он вместе и Бог, но не простой человек!) и облеченнаго в подир, как //Вышняго, по чину Мелхиседекову Apxиepeя,// [[old:ps:109:04|(Пс. 109, 4)]]. - Был Он препоясан золотым поясом не по бедру, как делают люди для укрощения похотей (им непричастна Божественная плоть), но по груди - **при сосцу**, чтобы тем самым показать, что и последние меры Божественного гнева удерживаются человеколюбием и что истина опоясует завета сии Владычнии сосцы, которыми питаются верные.- Для означения высшего превосходства, чистоты и нескверности пояс назван **златым**. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== Ст. 12-13 **Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом** Когда он говорит: **ходящего посреди золотых светильников, подобного Сыну Человеческому**, то **подобным** называет Его, поскольку смерть побеждена, и Он вознесся на небеса, приобщив и само тело духу Своей славы, который Он получил от Отца, и потому Он мог бы уже именоваться Сыном Божиим, а не Сыном Человеческим. **Ходящий посреди золотых светильников** – то есть посреди Церквей, как сказал через Соломона: //Я хожу по стезям праведных// ([[old:pr:08:20|Притч. 8:20]]). //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **Я обратился, чтобы увидеть, чей это голос, говоривший со мною** Ни Моисей, ни Илия, ни Иезекииль, имевшие много небесных видений, не видели Бога, а что видели они, было подобием славы Господней и пророчествами о будущем. Очевидно, что Отец невидим, как и Господь сказал: //Бога не видел никто никогда// [[new:in:01:18|(Ин 1:18)]], а Слово Его, как Он Сам хотел и для пользы видящих, открывало славу Отца и изъясняло Его распоряжения, как и Господь сказал: //Единородный Бог, сущий в недре Отчем, Он явил//. И Иоанн, ученик Господа, видя в откровении священническое и славное пришествие Его царствия, говорит: **Я обратился, чтобы увидеть, чей это голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей**. В этих словах он указывает на нечто из славы, [полученной] от Отца - как, например, **глава**; на нечто священническое - как подир - и потому Моисей дал одежду первосвященнику по этому образцу; и на нечто, относящееся к концу мира, - **как халколиван, раскаленный в печи**, что означает твердость веры и постоянство в молитве, по причине грядущего в конце времен огненного воспламенения. //**Против ересей.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и обратившись, увидел семь золотых светильников** Какая Божественная картина! Какие чудные, прекрасные образы! Все – свет, красота и жизнь. О превожделеннейший Иисусе! Сподоби нас, грешных, узреть Тебя во славе Твоей. По описанию славы Твоей, сделанному возлюбленным Твоим наперсником, я гадаю о том блаженстве, какое будут вкушать праведники в Царствии Твоем, наслаждаясь Твоим лицезрением. Да, я верю, что это блаженство будет, несравненное ни с каким земным счастием. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Апрингий ===== **и обратившись, увидел семь золотых светильников** Треножник светильника возносит лампаду света. //Ибо никто не может положить другого основания//, - говорит апостол, - //кроме положенного, которое есть Иисус Христос// [[new:1kor:03:11|(1 Кор 3:11)]], //из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена// [[new:ef:04:16|(Еф 4:16)]]. Это есть та отрасль, о которой сказано: //И произойдет отрасль от корня Иессеева// [[old:is:11:01|(Ис 11:1)]]. Над этой отраслью расположена лампада. Отмеченная свидетельством единой веры, она может быть зажжена огнем Божественного величия. **//Трактат на Откровение.//** ===== Экумений ===== **Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников** **Семь подсвечников**, как Иоанн толкует позднее, //есть семь церквей//, о которых ему было повеление написать. **Подсвечниками** же он их назвал потому, что они несут на себе свет славы Христовой. В самом деле, он не называет их светильниками, но **подсвечниками**. А этому подсвечнику не свойственно светить: но несет на себе то, что может светить. И Христос умным светом освещает Свои церкви. Ведь подобным образом святой апостол увещевает принявших веру: //будьте, как светила в мире, содержа слово жизни//. Поистине, как это светило не содержит света само по себе, но принимает в себя свет, который поступает извне, так и здесь евангелист видит церкви в образе **подсвечников**, а не светильников. Ибо сказано о Христе: //ты сияешь с гор вековечных//, - допустимо предположить, что это сказано об ангельских силах - и опять же по отношению к Отцу: //Пошли свет Твой и истину Твою// [[old:ps:042:03|(Пс 42:3)]]. И снова: //свет лица Твоего, Господи [спас их]//. Соответственно, и причастники божественного света упоминаются то как светочи, то как подсвечники. **Золотыми** же он называет подсвечники по причине чести и превосходства тех, кто был удостоен принять божественное осияние. **//Комментарий на Откровение.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников** Видение семи золотых светильников указывает на свойство Божественной природы, по которому Бог есть свет [[new;1in:01:05|(1Ин I:5)]]. Но чтобы удостоиться созерцания этого света, требуется то, что Иоанн выражает словом "обратиться", т.е. отрешиться от мирских попечений, нужно возвести духовные очи горе. [<10>]