[<10>] ====== Толкования на Откр. 1:16 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей** См. Толкование на [[new:otkr:01:15#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 1:15]] ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей** **Он держал в деснице Своей семь звезд**. Мы сказали, что Святой Дух в семи силах был дан в Его власть от Отца, как Петр восклицает к Иудеям: Он, быв вознесен десницею Божиею, излил принятый Им от Отца Дух, тот который вы видели и слышали ([[new:act:02:33|Деян. 2, 33]]). Но и Иоанн Креститель в предвосхищении сказал своим ученикам: //не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его// ([[new:in:03:34|Ин. 3, 34–]][[new:in:03:35|35]]). Итак – это семь звезд. **Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч**. Посредством острого с обеих сторон меча, выходящего из уст Его, указывается, что это - Он Сам, сейчас принесший всему миру блага Евангелия, а раньше, через Моисея, знание законов. Но поскольку весь род человеческий - как Ветхого, так и Нового Завета - будет судиться тем же самым Словом, то поэтому Он назван мечом. Меч вооружает воина, меч убивает врага, меч карает дезертира. Чтобы показать апостолам, что Он возвестил правосудие, Он говорит: //не мир пришел Я принести, но меч// [[new:mf:10:34|(Мф 10:34)]]. И после того, как завершил притчи, Он говорит им: //поняли ли вы все это? Они говорят: так. Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое// [[new:mf:13:51|(Мф 13:51-52)]]. Новое - слова Евангелия, старое - [слова] закона и пророков. Что это вышло из Его уст, [открывается в том, что] Он сказал Петру: //пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир, - то есть два динария, - за Меня и за себя// [[new:mf:17:27|(Мф 17:27)]]. И Давид схожим образом говорит через Духа: //Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это// [[old:ps:061:12|(Пс 61:12)]], ибо однажды постановил Господь от начала [то], что будет до самого конца. Таким образом, это - два Завета, которые, в зависимости от восприятия времени, называются или двумя динариями, или Новым и Ветхим, или мечом, острым с обеих сторон. Наконец, поскольку сам Судья поставлен Отцом, желая указать на это, - ибо люди будут судиться словом [Его] проповеди, - Он говорит: //вы думаете, что Я буду судить вас в последний день? Слово, которое Я говорил, оно будет судить в последний день// [[new:in:12:48|(Ин 12:48)]]. И Павел говорит фессалоникийцам об антихристе: //которого Господь убьет духом уст Своих// [[new:2sol:02:08|(2 Фес 2:8)]]. Следовательно, [дух] этот - меч, острый с обеих сторон, выходящий из уст Его. **И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей**. Его лицо было Его явлением, посредством которого Он говорил с людьми лицом к лицу. Слава же солнца меньше, чем слава Господа, но из-за восхода, заката и опять восхода Писание уподобило Его лицо славе солнца, потому что [Христос] был рожден, пострадал и воскрес. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей** Эти, //ликующие на постелях своих//, - говорится о святых, говорится о мужах совершенных, - что еще есть у них? //И мечи обоюдоострые в руках их// [[old:ps:149:06|(Пс 149:6)]]. //Мечи обоюдоострые//, мечи святых остры с обеих сторон. Мы читаем в Иоанновом Откровении, что читается и принимается в Церкви - ибо находится не среди апокрифов, но среди церковных писаний, о Господе Спасителе: **И из уст его выходил острый с обеих сторон меч**. Таким образом, видишь, святые приняли эти обоюдоострые мечи, которые они держат в руках, из уст Господа. То есть Господь подает ученикам Своим меч из уст Своих, меч обоюдоострый, то есть слово учения Своего. **Меч обоюдоострый** - и исторически, и аллегорически, и по букве, и по духу. Меч обоюдоострый, поражающий противников и защищающий Своих. Меч обоюдоострый - этот обоюдоострый меч заточен с двух сторон: Иоанн говорит и о настоящем веке, и о будущем; и здесь поражает противников, и в вышних открывает Царство Небесное. //**Трактат на Псалмы.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей** Каким явился Господь ученикам на горе [Фавор], таким после суда Он явится всем святым. Неблагочестивые же на суде увидят Того, с Кем сражались. Все, присущее Сыну Человеческому, присуще также и Церкви, с которой Христос сделался единым существом, наделив ее честью священства и правом суда, чтобы она просияла в Царстве Отца Его, подобно солнцу. //**Изложение Откровения.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей** Так, Исаия говорит о Сыне: //жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого// ([[old:is:11:04|Ис. 11:4]]). О котором и апостол говорит: //которого Господь Иисус убьет духом уст Своих// [[new:2sol:02:08|(2 Фес 2:8)]]. Также Сам единственный Сын Божий обозначает этого Духа уст Своих, вдыхая после Своего воскресения в учеников, говорит: //примите Духа Святого// [[new:in:20:22|(Ин 20:22)]]. Действительно, из уст Самого Господа Иисуса, говорит Иоанн в Апокалипсисе, потому что выходил острый с обеих сторон меч. Следовательно, Дух уст Его - это сам меч, выходящий из Его уст. **//О вере.//** ===== Экумений ===== **Он держал в деснице Своей семь звезд** Как я полагаю, **звездами** он называет святых ангелов по причине обильного сияния Христа, присутствующего в них. Ибо они по правую Его руку, ибо этого почетнейшего стояния они удостоились от Бога и на руку Божию словно бы опираются. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей** См. Толкование на [[new:otkr:01:14#lopuxin_ap|Откр. 1:14]] [<10>]