[<10>] ====== Толкования на Откр. 1:17 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 17-18 **И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою, и сказал мне: не бойся, Я есмь Первый и Последний. И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти** А когда, подобно Иисусу Навину [[old:nav:05:14|(Нав. 5, 14)]] и Даниилу [[old:dan:10:09|(Дан. 10, 9-10)]], по немощи человеческаго смертнаго естества, Апостол **падох к ногам Его яко мертв**, Христос укрепил, сказав ему: «**не бойся**, потому что Я, безначальный и безконечный, пришел не умертвить тебя, но ради вас Сам **был мертв и имею ключи ада и смерти**», т. е. смерти телесной и душевной. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Экумений ===== Ст. 17-18 **И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою, и сказал мне: не бойся, Я есмь Первый и Последний. И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти** Не смог бы выжить святой Иоанн, будучи в ужасе, не дотронься до него спасительная десница Сына Божия, которая одним прикосновением произвела столь многие чудеса. И сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, так, как будто [Сын Божий] говорил: «Я есмь Тот, Кто в конце времен приобщился к вам во плоти ради спасения вас всех, хотя Я есмь Первый и первенец всякого творения. Как же может случиться, что ты претерпишь какое бы то ни было зло от Моего явления? Ибо если Я, Жизнь и Источник жизни, подвергся ради вас смерти и вновь воскрес, поправ смерть, то как возможно, чтобы вы, живые, стали из-за Меня и лицезрения Моего мертвыми? А если Я и имею ключи ада и смерти, чтобы тех, кого хочу, умерщвлять и оживлять, низводить в преисподнюю и возводить, согласно тому, что обо Мне написано, //и Мои суть ходы смерти//, как говорит пророк, то не посылаю Моим почитателям и ученикам преждевременную кончину». **//Комментарий на Откровение.//** ===== Апрингий ===== **И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний** Испугавшись страхом своей бренности, ничтожества и недостоинства, Иоанн не склонился до некоторого уровня, а пал, целиком в смирении и вере препоручая себя Господу. Поэтому и Господь сочувствует благочестивейшей набожности: Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: **не бойся**. Здесь Он и веру вознаграждает, и верного, не от неверия, а от чуда устрашившегося, укрепляет, не давая испугаться. //**Трактат на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-20 **И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей** Стихи 17-20 содержат в себе заключительные объяснения по поводу видения. Св. Иоанн, видя Господа, пал к Его ногам, обнаружив тем самым свое ничтожество и свой благоговейный страх пред явившимся, но услыхал успокоительные слова: **"не бойся"**. Это значило: Я - твой всемогущий и вечный творец и премудрый промыслитель. Я вечен по Своему Божеству. Я испытал и общую всем людям участь смерти. Но Я воскрес Своею Божественною силою. Ради Своих добровольных страданий **Я имею ключи ада и смерти**, т.е. имею власть над тем и другим, ибо победил диавола. - Господом повелевается Иоанну записать все виденное, - записать 1) ту обстановку, среди которой он получил свой Апокалипсис (что видишь), 2) то, что он узнал о достоянии малоазийских церквей (что есть) и 3) то, что по Божьему откровению должно совершиться в будущем. [<10>]