[<10>] ====== Толкования на Откр. 2:1 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников** Беседует с церковью чрез Ангела подобно тому, как если-бы кто говорил с учениками чрез посредство учителя. Ибо наставник, стараясь учимаго уподобить себе, обыкновенно принимает на себя все касающееся ученика, - ошибки и успехи. - Под //семью звездами// или Ангелами, которые блаженными Иринеем и Епифанием упоминаются под именем семи небес, следует здесь разуметь управление небесными чинами, содержимое, как и все концы земли, десницею Христовою, ибо, по обетованию, Он ходит посреди церквей и управляет мiр святыми Ангелами. ===== Беда Достопочтенный ===== **Ангелу Ефесской церкви напиши** Эту церковь Иоанн частично порицает, частично хвалит, вслед за самим ее именем. Ибо **Ефес** может пониматься и как великое падение, и как воля Моя в ней. <...> Он показывает, что написанное одной конкретной церкви относится ко всем: не только церковь Ефесская, если не покается, будет сдвинута со своего места, и не только в Пергаме находится престол сатаны, а повсюду. Так и прочие частности относятся ко всем церквам. <...> //Древо жизни// есть Христос, видением Которого святые души насыщаются в Небесном раю и современном нам теле Церкви. //**Изложение Откровения.**// ===== Ориген ===== **Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит держащий семь звезд в деснице Своей, ходящiй посреди семи золотых светильников** Во многих местах, и особенно в псалмах, вы найдете речи, адресованные ангелам. Человеку дается сила - по крайней мере, тому, кто имеет Святого Духа, - говорить с ангелами. Приведу один из таких случаев для примера, чтобы мы могли понять, что и ангелы могут быть научены человеческим голосом. В Откровении Иоанна написано: **Ангелу Ефесской церкви напиши: <...> имею против тебя.** И еще: //И Ангелу Пергамской церкви напиши: <...> но имею немного против тебя//. //**Гомилии на Евангелие от Луки.**// ===== Экумений ===== **Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит держащий семь звезд в деснице Своей, ходящiй посреди семи золотых светильников** Говоря об **ангеле Ефесской церкви** Господь иносказательно имеет в виду церковь в Ефесе. Ибо не совершил никакой оплошности ангел Его, предстательствующий за [отдельную] церковь, чтобы требовалось ему выслушать о необходимости покаяния. Он особенно священен и потому пребывает по правую руку от Господа, неся в этом свидетельство природной своей чистоты и световидного блистания. И какая польза была для Того, Кто обратился к евангелисту, говорить: **напиши** [ангелу]? Ведь Божий ангел присутствовал и слушал беседующих, поскольку был по правую руку Собеседника; и наконец, сам святой, истолковывая наблюденное им видение, говорит: //Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам// [[new:otkr:02:07|(Откр 2:7)]]; не говорит ангелам церквей, но //церквам//. Стало быть, и в остальном можно здесь обнаружить такое понимание [выражения] : «напиши следующее ангелу такой-то церкви», - что речь идет не об ангеле, но об [отдельной] церкви. **//Комментарий на Откровение.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал** На первом месте среди семи церквей поставлена церковь **Ефесская**, как ближайшая к о. Патмосу. Ефес - славный старинный город на берегу Икарийского моря между Смирной и Милетом. - К предстоятелю (Ангелу) Ефесской церкви Господь обращается, указывая на Свои атрибуты: семь светильников и семь звезд, и говорит: **знаю дела твои,** т.е. всю твою жизнь, как обнаружение души твоей; знаю твои усилия, чтобы стоять на высоте нравственного совершенства; знаю и твое терпение, с которым ты переносишь от язычников все преследования и стеснения. В похвалу ефесянам поставляется их отношение к развратным, т.е. к людям дурной нравственности, и тем непризванным и злонамеренным проповедникам. И ефесянам при их, очевидно, не вполне ясном христианском догматическом знании нужно было много любви и преданности Ап. Павлу и Иоанну, чтобы остаться при своем прежнем христианском учении и не изменить ему. [<10>]