[<10>] ====== Толкования на Откр. 2:8 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив** Он //первый// - как Бог, и //последний// - как соделавшийся человеком в последние времена и отверзший нам жизнь вечную Своею тридневною смертью. ===== Беда Достопочтенный ===== **И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив** Этой церкви Иоанн говорит о том, как претерпевать преследования, что следует и из ее имени. Ведь //смирна// - это мирровое дерево, символизирующее умерщвление плоти. **//Изложение Откровения.//** ===== Экумений ===== **И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив** **Первым** Господь Себя называет по сущности Божества; **последним** же, очевидно, по вочеловечению и домостроительству во плоти. Как Он продолжает: **Который был мертв, и се, жив**, - иными словами, Тот, Кто прошел испытание смертью и смертию смерть умертвил. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив** Город Смирна принадлежит к числу древнейших городов Малой Азии. Смирнская церковь возникла после 70 года. Смирна и по сие время удерживает достоинство митрополии и во внешнем своем состоянии превосходит все древние христианские города этого края. К епископу этой церкви, может быть, к св. Поликарпу Господь обращается со Своим откровением. В Его словах заключается указание на Иисуса Христа как Вседержителя, который в Самом Себе указывает всему цель существования. Воскресение же Иисуса Христа уверяет христиан в возможности получения вечного блаженства после всеобщего воскресения и суда. [<10>]