[<10>] ====== Толкования на Откр. 2:18 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану** //Огневидность очей// указывает на просвещение праведных и попаление грешников. - //Ноги// же и //халколиван// означают благоухание в спасаемых мысленного Христова мира и нераздельно-неслиянное соединение Божества с человечеством. Как разжженное Божественным Духом, оно не доступно для человеческого разумения. ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== Ст. 18-28 **И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю** Четвертый разряд означает достоинство верующих, работающих ежедневно и совершающих большие дела. Но Он указывает, что и там также имеются люди, охотно соглашающиеся на недозволенный мир и внимающие новым пророкам. Он убеждает и увещевает остальных, которым происходящее не нравится и которые осознают легкомыслие противника. Посредством этих зол и хитростей Он стремится напомнить верующим об опасностях и потому говорит: **не наложу на вас иного бремени**. То есть Я не дал вам соблюдение и требования закона, что является другим бременем, чтобы то, что имеете, держали, пока приду. Кто побеждает <... > **тому дам власть над язычниками** - то есть Я поставлю его судьей среди остальных святых, - **и дам ему звезду утреннюю**, а именно, Он обещает первое воскресение. Ведь утренняя звезда прогоняет ночь и возвещает свет, то есть начало дня. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Апрингий ===== **так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану** Взгляд его проницает все вещи, Его непорочная плоть светится, словно медь, ярко сверкающая в огне. //**Трактат на Откровение.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану** **Фиатир** можно перевести в жертву, ведь святые делают свои тела жертвой живой. //**Изложение Откровения.**// ===== Экумений ===== **И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану** [Слова:] **так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный**, указывают на ужас и угрозу грешникам. **И ноги Его подобны халколивану**, что обозначает или твердость и неколебимость веры в Него, или умное благоухание евангельских учений. **//Комментарий на Откровение.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану** Фиатира, куда назначается четвертое послание Господа, небольшой лидийский городок Малой Азии, и был македонской колонией. В настоящее время это мусульманский городок; число православных христиан немногочисленно, и единственная их церковь стоит посреди кладбища и почти совсем вросла в землю. В обращении к фиатирским христианам своим эпитетом Господь указывает на свойства Своей Божественной природы: огонь совмещает в свече и благодетельное свойство согревания и животворности (благость Божию), и свойство очищения и уничтожения (Правосудие Божие). [<10>]