[<10>] ====== Толкования на Откр. 3:2 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 2-3 **Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти, ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся** //Буди бдя.// - Отряси, говорит, леностный сон и укрепляй членов своих, чрез неверие имеющих совершенно умереть: ибо не начинание благих дел венчает делателя, но совершение. - Итак, вспоминай, что ты принял и слышал, и сохрани полученное от Апостолов предание; в лености же своей покайся. ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти, ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим** См. Толкование на [[new:otkr:03:01#sschmch_viktorin_petavijskij|Откр. 3:1]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти, ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим** См. Толкование на [[new:otkr:03:01#beda_dostopochtennyj|Откр. 3:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-6 **Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам** Ввиду сего Господь не находит в Сардикийцах ничего достойного похвалы и прямо призывает к перемене жизни. Состояние бодрствования, духовной бдительности есть первое условие перемены жизни. Дальнейшими словами текста указывается и предмет этой внимательности: **прочее близкое к смерти**. Здесь под "прочим", очевидно, имеются ввиду некоторые добрые стороны религиозной жизни, которые еще поддерживались Сардийскими христианами, но которым также уже грозила опасность быть забытыми и оставленными при общем понижении религиозно-нравственной жизни. Религиозно-нравственное состояние Сардийских христиан не было вполне безнадежным: нужно было возгревание христианского духа и христианской ревности через воспоминание о великой христианской богооткровенной религии. Вообще же от сардийского христианина требуется покаяние и изменение его прежней неудовлетворительной жизни. Соответственно этому высказывается и угроза от Господа. Христианина, впавшего в религиозное равнодушие и мертвенность, можно пробудить только угрозою внезапности посещения Господа [[new:lk:12:20|(Лк. 12:20)]]. Но //те, которые не осквернили своих одежд//[[old:is:44:06| (Ис. 44:6)]], т.е. Сардийцы, которые не запятнали своих душ грехами и преступлениями, как достойные награды за подвиг жизни, //будут ходить (со Мною)// со своим Господом облеченными в белые одежды. Белая же одежда всегда служит символом чистоты, знаком близости к Богу и прославления. Символ книги жизни весьма употребителен в Свящ. Писании [[old:gen:05:01|(Быт. 5:1;]] [[old:is:04:03|Ис. 4:3;]] [[new:otkr:20:15|Откр. 20:15)]] и говорит о предопределении Божественного всеведения, по которому всеведующему Богу известны все те, коим уготовано Царство Божие. К числу их принадлежат и верные Сардийские христиане. Их блаженство будет состоять в общении с Самим Богом и с Его Ангелами [[new:mf:10:32|(Мф. 10:32;]] [[new:lk:12:08|Лк. 12:8)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]