[<10>] ====== Толкования на Откр. 3:7 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, - и никто не затворит, затворяет, - и никто не отворит** //Ключем Давидовым// названо царство Его, ибо ключ есть символ власти. Ключ книги псаломской и всякого пророчества есть Дух Святый, который отверзает сокровища знания. Первый ключ Христос имеет по человечеству, а второй по безначальному Божеству. А что в некоторых древних списках поставлено вместо «Давидов» слово «адов», так сим свидетельствуется власть Христа над жизнью и смертью. - Свят Он и истинен, как действительная святыня и самосущая истина. ===== Свт. Григорий Неокесарийский ===== **Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит** Это Господь говорит, я думаю, не иначе, как в общении с Божественным Духом, ибо одна и та же сила необходима и для пророчествующих, и для слушающих пророков, и никто не может слушать пророка, если ему не дал разумения Своих речей Сам Дух, действовавший в пророках. В этом смысле содержится изречение и в Священном Писании, которое говорит, что отворить может только тот, кто затворяет, но никто другой; отворяет же затворенное, проясняя загадочные изречения, Божественное Слово. //**Похвала Оригену.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== Ст. 7-12 **И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое** Шестая группа [связана] с наилучшим образом жизни. [Здесь] показывается обычай святых - а именно тех, которые смиренны в этом мире, не искушены в Писании, неизменно придерживаются веры и вообще не отвращаются от нее, устрашенные какой-либо опасностью. Потому Он говорит им: **Я отворил перед вами дверь**. И еще: **И как ты сохранил слово терпения Моего** - со столь незначительными возможностями [сделать это], - **то и Я сохраню тебя от годины искушения**: чтобы они познали, какова слава Его, Он не дозволяет им предаться искушению. **Побеждающий**, - говорит, - **станет столпом в храме Бога**: столп - это украшение здания, то есть, кто будет упорствовать [в вере], стяжает подобное достоинство в Церкви. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, - и никто не затворит, затворяет, - и никто не отворит** Демоны разными искушениями стараются заградить нам уста, чтобы мы не песнословили, не восхваляли и не славословили Творца. Но имеем надежду, как говорит девственник Иоанн, на то что Господе отверзет их и никто не сможет затворить [[new:otkr:03:07|(Откр. 3:7)]]. **//Письма на разные темы. Монаху Иоанну.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит** **Филадельфия** переводится как братская любовь. Для этой Церкви открываются двери Царства, и она получает обетование любви Божией. **//Изложение Откровения.//** ===== Примасий ===== **Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит** Тайны Закона Божьего лишь силою Христа верным открываются, а от неверных сокрыты; если Он откроет, никто не закроет, если Он свяжет, никто не развяжет. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Тиконий ===== **Имеющий ключ Давидов**, иначе говоря, власть царскую. В свою очередь, Давидовым он называет ключ или потому, что Христос рожден в его роду, или потому, что сам Давид многое предрек о Христе, промыслом Которого, словно ключом, были открыты тайны закона, пророков и псалмов, что Он сам засвидетельствовал, когда сказал: //надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах// [[new:lk:24:44|(Лк 24:44)]]. **Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит** Стало очевидным, что Христос отворит своим, которые стучат [в двери], а лицемерам, стучащим и твердящим: //Господи, Господи, отвори нам!// [[new:mf:25:11|(Мф 25:11)]], - Он затворяет двери жизни и говорит им: //Не знаю, откуда вы; никогда не знал вас, делающие беззаконие// [[new:mf:07:23|(Мф 7:23)]]. **//Фрагменты.//** ===== Экумений ===== **так говорит Святый, Истинный** **Святый** - Сын Божий. Итак, этим свидетельствуют серафимы, соединяющие трех Священных в одном Господстве, что ничего нет у Слова земного и грешного, пусть и стал Он плотью. //Потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его, по словам пророка Исаии// [[old:is:53:09|(Ис 53:9)]]. Что он Истинный по бытию и по имени, истинно и по бытию, и по именованию, - Он называется Богом, и неложно это именование. Ибо Он поистине Бог Еммануил, даже если это не по нраву для достойного проклятия Нестория. Он стал человеком, но не перестал быть Богом, и человек Он истинно, пусть даже и непереносимо это богоненавистному Евтихию. Тот, Кто Он истинно есть, Он есть, и нет в Нем ничего в относительном смысле (ката аvacpopav), как утверждают несториане, и ничего, что кажется или представляется как образ, как говорят сторонники Евтихия и проклятая и омерзительная порода манихеев. Воистину, поскольку **ключ** обозначает власть, то, говоря: **имеющий ключ Давидов**, - он явно хочет сказать: как Давид властвовал над земным Израилем, так и Я, вдобавок к земному, [властвую] и над духовным [Израилем], пусть даже разделение образов власти определяется различием по несравнимому превосходству [одного над другим]. Ведь что за равночестие у человека по отношению к Богу? И вот что благовествовал Деве Божий ангел Гавриил о Господе: //и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца// [[new:lk:01:32|(Лк 1:32]]-33). Итак, коль скоро Христос обрел подобие царства Давидова, то по справедливости можно назвать Его **имеющим ключ Давидов**. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит** Город Филадельфия - один из городов Лидии. По преданию, первым епископом Филадельфии был Димитрий, поставленный св. Иоанном. В настоящее время Филадельфия носит турецкое название Аллах-Шехр (Божий град) и имеет вид христианского города. К этой верной, сравнительно, церкви Господь обращается с откровением, исключительно содержащим в себе хвалу и одобрение. В Своем обращении к ней Господь называет Себя святым, указывая этим на внутреннейшее свойство Своей природы. В тесной связи со святостью стоит истинность, говорящая об отношении Его к миру и людям. К этим двум Своим Божественным свойствам Господь присоединяет еще новое и называет Себя **имеющим ключ Давида.** Обладание Иисусом Христом ключом Давида означает обладание ключом от врат небесного Иерусалима. Значит, Христу принадлежит полная власть удостоить или не удостоить блаженства вечного царства. И этот приговор никто, кроме Самого Господа, не в состоянии изменить. [<10>]