[<10>] ====== Толкования на Откр. 3:14 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия** //Верностью// означается истина Христова, а еще точнее, - Он Сам, как самосущая истина. -// Начаток создания// употреблено вместо "царство и всего начало", владычествующее над тварями. Ибо начальство или начало создания есть причина начальная и несозданная, т. е. причина предначинающая. ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия** Почему Спаситель назван **началом создания**? Назван так - и как Творец: ибо //вся Тем быша//; и особенно как воссоздатель падшего рода человеческого. Он по человечеству новый родоначальник наш. Он явил в Себе человека восстановленного. По образцу Его и силою Его восстановляются потом все люди. Он глава и начало. //**Письма.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== Ст. 14-21 **И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его** Также этот разряд, седьмой класс, являет людей состоятельных, верующих, обладающих положением, но верующих, как люди состоятельные, которые толкуют Писание в опочивальне, а вне дома никто не знает, являются ли они таковыми. А именно, они хвастаются, утверждая, что знают все; отличаются самоуверенностью, свойственной образованности, но пусты в делах. И потому Он говорит им, что они **не холодны и не горячи**, то есть они ни неверующие, ни верующие, ибо являются всем для всех. И поэтому тот, кто не холоден и не горяч, неизбежно тёпл, так что вызывает рвоту: **и извергну тебя**, - говорит, - **из уст Моих**. Поскольку рвота ненавистна и ни от кого не скрыта, так и подобного рода люди, когда отвергнуты [Богом]. Но так как [сейчас] время покаяния, Он говорит: **Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное** - то есть если сможешь каким-либо образом претерпеть что-то во имя Господне. **Глазною мазью помажь глаза твои** - то есть чтобы свободно постигнутое через Писание ты стремился исполнить на деле. А поэтому если такие люди от великого падения обернулись бы к великому покаянию, то они не только могут быть полезны себе, но в состоянии принести пользу многим. И Он обещал им не скромную награду, а восседание на троне судьи. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия** **Лаодикия** может означать либо любимый народ Господень, либо тех, что были извергнуты с блевотиной. Ведь о некоторых было сказано: //Извергну тебя из уст моих//, о других же: //Кого люблю, того обличаю и наказываю//. С греческого же это название переводится как //праведный народ//. **//Изложение Откровения.//** ===== Примасий ===== **так говорит Аминь, свидетель верный и истинный** Я думаю, надо рассмотреть, почему здесь стоит Есть и Аминь. **Аминь** - потому что говорят, что это переводится как истинно или верно, что, бесспорно, в этом месте надо сводить к той сущности Божества, говоря о которой, Бог сказал Моисею: //Так скажи сынам Израиля: Тот, Кто Есть послал меня к вам//. **начало создания Божия** Истинно, так как было предсказано, что в лице единого Христа будет воспринята также и человеческая природа, [автор] далее говорит: **Который есть начало создания Божьего.** Под началом создания Божьего, естественно, должно понимать Христа Господа благодаря таинству воплощения, от лица Которого в Писании сказано: //Господь создал Меня началом путей своих//, и апостол говорит: //имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника// [[new:evr:10:19|(Евр 10:19]]-21), и так далее. Ибо Он Сам - и путь, и цель, и начинатель, и свершитель, и альфа, и омега, - Сам и начало, до Которого ничего не было, и предел, Которому никто не наследует в Царстве. **//Комментарий на Откровение.//** ===== Экумений ===== **И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия** **Начало создания Божия.** Точно так же набросилась бы христоборная шайка ариан на высказывание, будто через эти слова представлена тварность Сына. Но не станем мы придавать внимания их кощунственным речам. Следует посмотреть, нет ли в каком другом месте Писания чего-либо подобного, чтобы кто-нибудь мог сделать сходные выводы из рассмотрения сходных мест. Мудрый апостол говорил о Сыне, когда писал колоссянам: //Он - начаток, рожденный прежде всякой твари// [[new:kol:01:15|(Кол 1:15]], 18), а не - «сотворенный первым». Сказал и пророк: //из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое// [[old:ps:109:03|(Пс 109:3)]], но, очевидно, - не «творение Твое». Ведь и Соломон утверждает: //прежде всех холмов рождает Меня// [[old:pr:08:25|(Притч 8:25)]]. Святой Григорий в своем [втором] слове о Сыне истолковал изречение //Господь сотворил Меня началом путей Своих// [[old:pr:08:22|(Притч 8:22)]] как относящиеся к телу Господа, которое было одушевлено в соответствии с разумом; а выражение //рождает// он относил к Его Божественности. Итак, коль скоро все учили о единородном Слове и Сыне, что Он рожден, а не сотворен, что же Он хочет сказать в настоящем случае, когда говорит: **начало создания Божия**? Ничего, кроме того, что Тот, Кто возглавляет создание Божье, обладает и началом всего. Ибо, поскольку Отец сотворил все через Сына , по достоинству Творец и Создатель всего Тот, Кто произвел все из несущего в бытие, правит над тем, что Им произведено. **//Комментарий на Откровение.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия** Город Лаодикия, во Фригии, был богатым городом и славился плодородием почвы и прекрасною шерстью своих овец. Но гнев Божий обрушился на Лаодикию, и она была совершенно разрушена турками в 1009 году. Теперь от древнего города остались одни печальные развалины [Норов 92-93 Христ. Чт. 1843 г. 483.]. Вот к этой церкви, в членах которой Господь не находит ничего достойного похвалы и одобрения, Он обращается со словами: **"так говорит Аминь"**. Употребление этого эпитета содержит в себе угрозу или, по крайней мере, предостережение, чтобы Лаодикийцы не заблуждались относительно справедливости того, что будет сказано далее: все это говорит Тот, Кто есть чистейшая истина, непреложная верность. **//Толковая Библия.//** [<10>]