[<10>] ====== Толкования на Откр. 3:20 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною** //Се стою при дверех и толку.// - Не насильственное, говорит, Мое присутствие: ибо Я //толку в двери сердца// и с отверзающими радуюсь о спасении их. - Спасение сие считаю //пищею и вечерею// и питаюсь тем, что и они питаются и отгоняют //глад слышания слова Божия//. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною** Верно, если тебя земной царь или какой-то глава семейства пригласил бы на свой день рождения, какими одеждами ты старался бы себя украсить, как не новыми и изысканными, как не сияющими, чтобы ни их ветхость, ни дешевизна, ни безобразие не резали глаза пригласившему? Следовательно, с таким усердием, насколько ты можешь, направь с помощью Христа все свои усилия на то, чтобы душа твоя, составленная из различных убранств добродетелей, украшенная драгоценными камнями простоты и цветами умеренности, пришла на праздник Вечного Царя, то есть на день рождения Господа Спасителя, со спокойной совестью, блистающей непорочностью, сверкающей любовью и искренней жертвенностью. //**Проповеди.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною** Вот Сам Бог хочет к нам прийти, и Себя в познание нам подать! Он у всякого при дверях стоит, и всякому хочет познаться, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И так постучав в двери и ничего не обретя, отходит ни с чем от человека. Успокой и утишь ум и сердце твое от похотей плотских и шума мирских вожделений. От всего этого отвратись и внимай Ему одному. Тогда воистину познаешь, что Он возле тебя стоит и стучит в двери сердца твоего, и услышишь пресладкий голос Его, и откроешь Ему двери. Тогда войдет в дом твой и будет вечерять с тобою и ты с Ним. Тогда вкусишь, и увидишь, //«как Благ Господь»// [[old:ps:033:09|(Пс. 33:9)]]. Тогда воззовешь и ты с любовью и радостью: //«Щедр и Милостив Господь, долготерпелив, и Многомилостив, и Истинен»// [[old:ish:34:06|(Исх. 34:6)]]. И еще: //«возлюблю Тебя, Господи, крепость моя»//, и далее. И еще: //«что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле?»// и далее. Ищи везде Того, Который везде есть, и, оставив все, одного Его ищи. И тогда непременно найдешь. **//Сокровище духовное, от мира собираемое.//** ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною** См. Толкование на [[new:otkr:03:14#sschmch_viktorin_petavijskij|Откр. 3:14]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною** Итак, приимем Бога и Господа, истинного врача. Который, пришедши и много для нас потрудившись, один может уврачевать наши души. Ибо непрестанно ударяет Он в двери сердец наших, чтобы отверзли мы Ему, и Он взошел и почил в душах наших, а мы омыли и помазали ноги Его, и сотворил Он обитель у нас. И там укоряет Господь неомывшего ног Его [[new:lk:07:44|(Лк. 7:44)]]; и в другом еще месте говорит: «**се стою при дверех: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему**». Для того Он благоволил много пострадать, предав тело Свое на смерть, и искупив нас от рабства, чтобы, пришедши к душе нашей, сотворить в ней обитель. Потому и тем, которые поставлены будут ошуюю на суде Его, и которых пошлет с диаволом в геенну. Господь скажет: «//странен бех, и не введосте Мене; взалкахся, и не дасте Ми ясти; возжадахся, и не напоисте Мене//» ([[new:mf:25:42|Мф. 25:42-43)]]; ибо и пища, и питие, и одежда, и покров, и упокоение Его — в душах наших. Посему непрестанно ударяет в дверь, желая войти к нам. Приимем же Его и введем внутрь себя; потому что и для нас Он есть и пища, и жизнь, и питие, и жизнь вечная. И всякая душа, которая не прияла в себя, и не упокоила Его в себе ныне, или лучше сказать, сама не упокоилась в Нем, не имеет наследия со святыми в царстве небесном, и не может войти в небесный град. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 30.**// ---- Не будем похожи на дурных и неверных жен, которые, когда потрудившийся муж приходит домой отдохнуть, идут прочь со двора бродить где-то на стороне. Как жаждет отдохнуть в Своем доме, в телах и душах наших, добрый и единственный Муж Христос, много потрудившийся ради нас и искупивший нас собственной Своею кровью [[new:evr:09:12|(Евр. 9:12)]]! Всегда стучится Он в двери сердец наших, чтобы мы открыли Ему и Он, войдя, отдохнул бы в душах наших и обитель у нас сотворил [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]], да не будет нам упрека, – как Господь упрекает не омывшего и не отершего ноги Его и не утешившего Его. А в другом месте говорит Господь: "**Вот, стою у двери и стучу; если кто отворит мне, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною**". Но мы удаляемся от Него, не ища Его по-настоящему. А сам Он всегда близок к душам нашим, стуча и стремясь войти и успокоиться в нас. Для того Он и великие страдания претерпел, отдав Свое Тело на смерть и искупив нас от рабства тьмы, чтобы, войдя в каждую душу, сотворить в ней обитель для Себя [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]] и успокоиться в ней после великих перенесенных ради нее трудов. Таким было желание Его доброй воли, чтобы, еще пока мы в веке сем, Он вселился и обитал в нас, по Его обетованию [[new:2kor:06:16|(2 Кор. 6:16)]]. //**Собрание рукописей типа III. Поучение 16.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною** Господь стучит в двери сердца каждого, и внимательные знают, когда и как стучится Господь, и слышат глас Его, и отворяют Ему двери своего сердца, и Он входит к ним совершенно ощутительно, осязательно, утешая, упокоевая и веселя их и беседуя с ними, как с истинными друзьями Своими. Но невнимательные пропускают мимо ушей стучание Господа: среди попечений житейских и шума страстей глас Господа бывает или невнятен, или хотя и слышен, но не хотят к нему прислушаться и, как невежды, как неискусные в деле своего спасения, лишаются чрез то величайшего душевного сокровища – своего Господа, Творца и Владыки, дающего всем живот и дыхание и вся. Многие слышат глас Господа: //иди за Мною// [[new:in:01:43|(Ин. 1,43)]] – и думают: это не до меня касается, Господь зовет за собою следовать апостола; другие знают, что это и к ним относится, но им кажется удобнее идти вслед своих похотей, богатства, чести, удовольствий света, пресыщения, пьянства. Это – не овцы, а козлища; Господь знает внутренне овец Своих и живот вечный даст им. Господь ищет себе место в нашем сердце. **Стою у двери и стучу**. И диавол – тоже. Что это значит? Внимайте: сердце – душа наша. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ---- **Се, стою у двери и стучу**. Это значит, что Господь постоянно стоит при дверях нашего сердца, запертого или запираемого для Него грехами или разными пристрастиями. **Се, стою**. Вы молитесь, а Он у самого сердца вашего стоит и внимает каждому сердечному вашему движению и чувству. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною** Впрочем, Бог позволяет и нам быть царями земли, чтобы мы царствовали над землею и повелевали своей собственной плотью. Как и говорит апостол: //да не царствует грех в смертном вашем теле// [[new:rim:06:12|(Рим. 6:12)]], - и в другом месте написано: //Сердце царя в руке Господа// [[old:pr:21:01|(Притч. 21:1)]]. Было ли сердце Юлиана-преследователя в руке Божией? Сердце Саула в руке Божией? Сердце Ахава в руке Божией? Сердца всех нечестивых царей иудейских в руке Божией? Ты видишь, что о буквальном понимании здесь не может и речи идти. Таким образом, цари здесь - это святые, это их сердце в руке Господа. И будем молить Бога о том, чтобы быть царями и править своей плотью, чтобы она повиновалась нам. Как и говорит апостол: //Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным// [[new:1kor:09:27|(1 Кор. 9:27)]]. Да приказывает душа наша, и да повинуется тело, и тотчас войдет Христос и будет жить в нас. //**Трактат на Псалмы.**// ===== Экумений ===== **войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною** Господь являет Себя незлобивым и мирным. Ибо дьявол, согласно слову пророка, секирой и бердышом [[old:ps:073:06|(Пс. 73:6)]] сокрушает двери тех, кто его не принимает. А Господь и ныне, и в Песни Песней говорит невесте: //отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя// [[old:pp:05:02|(Песн. 5:2)]]. И если кто-то отворит ему, то Он войдет. Трапеза же с Господом означает принятие Святых Таинств [Тела и Крови]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною** **"Се, стою у двери и стучу**", - вот выражение истинной любви Божией к людям. Господь не стесняет человеческой свободы; Он кротко взывает к людям или через Свое откровенное слово, или через внутренние движения человеческой совести и человеческого сердца. Стуча, Господь ожидает, что грешник сам добровольно и охотно отворит дверь своего сердца. Господь теперь приходит Сам к человеку для его блаженства до конца жизни; а потом сам человек придет к Нему на вечерю Царства небесного после своей смерти. **//Толковая Библия.//** [<10>]