[<10>] ====== Толкования на Откр. 4:1 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего** //Отверзение двери// означает обнаружение сокровенных тайн Духа, //труба// - сильный голос Открывающего, словами - //"взыди семо"// поведывается слушающему совершенно отрешиться от земных помышлений и обратиться к небесным. ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== Ст. 1-2 **и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий** Он говорит: **дверь отверста на небе.** Иоанн видит предсказание Нового Завета и говорится ему: **взойди сюда.** Когда указывается на открытую [дверь], то очевидно, что прежде она была для людей закрыта. Но достаточно полно разъяснено, когда Христос во плоти взошел на небеса к Отцу. Что касается голоса, который Иоанн слышал, когда сказал, что он говорил с ним, [то этим], вне всякого сомнения, доказывается упрямым, что Тот, Кто пришел, является Тем же Самым, Кто рек через пророков. Ведь Иоанн был из обрезанных, и весь тот народ слушал предсказание Ветхого Завета и был наставлен этим голосом. **Прежний голос**, - говорит он, - **который я слышал <...>, сказал мне: взойди сюда**, - это Иисус Христос, Которого, как Иоанн признается немного раньше, он видел, //словно Сына Человеческого, посреди семи светильников//, и теперь, спустя время, вспоминает о том, что было предсказано через закон в подобиях, и через это написанное он соединяет [вместе] всех первых пророков и открывает Писание. И поскольку Господь наш, после того, как пригласил верующих во имя Его на небо, тотчас излил Святой Дух, возводящий человека на небо, говорит: **И тотчас я был в духе**. И когда ум верных открывается Святым Духом, то им показывается то же, что было проповедовано и древним. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Примасий ===== **и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего** Это глас проповедника: //возвысь голос твой, подобно трубе// [[old:is:58:01|(Ис 58:1)]]. Восхождение бывает, когда некто либо вынужден, либо достоин, презрев мир, взойти к Церкви. Итак, из долины плача восходит он к вершине сего достоинства, и здесь мы читаем: //придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям// [[old:is:02:01|(Ис 2:1)]]. Но также призываются верные взойти на Небеса, то есть приказано им желать и постигать не земное, но небесное. Ибо когда человек грубый узнает в Церкви, как Христос пострадал, воскрес и взошел к Отцу, и когда каждый, духовно воспитанный и наученный этими словами, созерцает Его же в ином лице Бога − в Отце, то справедливо будет сказать, что он совершает восхождение и узрит таинства веры. Потому Господь говорит: //не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу// [[new:in:20:17|(Ин 20:17)]], − Он имеет в виду прикосновение веры. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Тиконий ===== **После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе** Иоанн говорит: **После сего я взглянул.** Во всяком случае, после этого видения он вспоминает, что видел другое. Разное время относится не к событиям, но к видениям, и если кто-то рассказывает различными способами об одном, то изложения будут занимать разное время, в отличие от того, что происходит в одно время. Так, в различных образах он возобновляет рассказ обо всем времени жизни Церкви. **И вот, дверь отверста на небе**, - он сказал. Под дверью отверстой он подразумевает Христа, родившегося, страдавшего и воскресшего; Он - ворота, поскольку Сам изрек: //Я есмь дверь// [[new:in:10:09|(Ин 10:9)]]. Под небесами подразумевается Церковь, поскольку обиталище Бога должно быть там, где совершается небесное; потому мы молимся, чтобы как на небесах, так и на земле свершилась воля Божия. Иногда же Церковь подразумевается под небом и землей, вследствие того, что земля приходит в согласие с небом, когда или неверующие присоединяются [к Церкви] по праведной проповеди верных, или плоть покоряется духу, или земное, примирившись с небесным, воссоединяется с ним. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего** Выражение **"после сего"** может быть рассматриваемо как обычный переход Апокалипсиса к дальнейшему и представляет собою неопределенное указание времени. - "**Взглянул**" указывает на неожиданность появления предмета и на отсутствие связи с предыдущим полем зрения и может быть передано: я был в состоянии видения [Kliefoth]. Ев. Иоанну в его состоянии возбужденности представилось небо с открытою дверью, с открытым для его взора (и духа) доступом на небо, взойти куда его приглашал таинственный голос. Слышен голос "**прежний**"; поэтому под говорящим здесь естественно подразумевать Того же Иисуса Христа [[new:otkr:01:10|(I:10-15)]] как преподателя откровения [Hengstenberg, Kliefoth]. Звук голоса, говорившего по своей силе, был подобен звуку трубы. Голос повелевает Иоанну взойти сюда. Сравнивая это выражение с [[new:otkr:11:12|XI:12]], необходимо приходится согласиться с мнением, по которому Иоанн действительно был восхищен духовно на небо [Ebrard]. [<10>]