[<10>] ====== Толкования на Откр. 4:5 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И от престола исходили молнии и громы и гласы** Здесь указывается на то, как страшен и ужасен Бог, для тех, которые недостойны Его долготерпения и пощады; для достойных же спасения //молния и громы// не составляют страха, но сладость и просвещение: одно просвещает их духовные очи, другое же услаждает слух. Ст. 5-6 **И семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу** Под //семью духами Божiими// должно разуметь или семь Ангелов, превосходящих прочих, как объясняет Ириней, или семь даров Животворящего Духа, о которых говорит Исаiя [[old:is:11:02|(11, 2).]] То и другое, думаю, не лишено достоверности. - //Стеклянное море// означает множество святых небесных сил, их чистоту и светлость, а также и невозмутимость будущей жизни; //море//, быть может, указывает и на //небеса небес,// которые, по свидетельству Псалмопевца, покрыты необъяснимыми для нас водами [[old:ps:148:04|(Пс. 148, 4;]] [[old:dan:03:060|Дан. 3, 60]]). Если кому думается, что //кристалловидным// называется существо небес, то нужно рассмотреть, не означается ли им самая сущность Богодвижимого пространства, имеющего блеск и сияние. Но точное исследование непостижимых для нас вещей достойно посмеяния. ===== Апрингий ===== **И от престола исходили молнии и громы и гласы** Он желает, чтобы мы знали, что вся проповедь древних апостолов и даже небесное и святое учение происходит от суда Божия и вдохновения Божия. Следовательно, мы понимаем молнии как слова всех святых, а громы как голоса проповедников. Мы исповедуем, что все происходит от единой причины - Бога. Об этих молниях и громах сказано: //Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную// [[old:ps:076:19|(Пс 76:19)]]. //**Трактат на Откровение.**// ===== Примасий ===== **И от престола исходили молнии и громы и гласы** Громами и гласами изображается проповедь истины, сверканием молнии - знамения чудес, как сказано в Евангелии: //А они пошли и проповедивали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями// [[new:mk:16:20|(Мк 16:20)]]; а также: //Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную// [[old:ps:076:19|(Пс 76:19)]]. Итак, устрашившись сего грома проповеди и молний чудес, уверовал мир. **и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих** Эти семь факелов суть семь духов Божиих. Даже если бы Он сам не объяснил это нам, все равно мы должны были бы понимать под этими горящими факелами Дух Святой, и потому что мы помним, что Он в начале просветил апостолов, сойдя на них в форме языков огненных, и из-за того достопамятного семеричного действия. Тем более мы должны понимать это сейчас, когда Он сам добавил: **суть семь духов Божиих**. И когда уместнее говорить о присутствии Духа Святого, как не во время крещения, когда, как мы верим, каждый верный по праву принимает Его? //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих** Под голосами здесь вернее разуметь не звукораздельные человеческие голоса, но вообще звуки, вообще шум как обнаружение постоянного движения, постоянной жизни [Ewald, Ebrard]. Под седьмью светильниками, так же как и в I:4, содержится указание на третью Ипостась Св. Троицы - Св. Духа, Который действует в мире как раздаятель благодатных даров. [<10>]