[<10>] ====== Толкования на Откр. 4:6 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу** См. Толкование на [[new:otkr:04:05#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 4:5]] **И посреди престола и вокруг престола четыре животных исполненных очей спереди и сзади** Здесь указывается на престол, означающий царство и покой Бога, потому что в нем и вокруг него видел Серафимов, //множество очей// свидетельствует о способности их к созерцанию Божественного сияния: //спереди и позади// - т. е. Серафимы просвещаются знанием того, что было прежде и будет потом. ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== Ст. 6-7 **и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему** **И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу**, - это дар крещения, который Он изливает через Своего Сына во время покаяния, прежде чем Он учредит суд. Потому перед престолом, что перед судом. Когда же говорит: **море стеклянное, подобное кристаллу**, то указывает на воду чистую, неподвижную, не возмущенную ветром, не текущую, как река, но переданную, словно неизменный дар Божий. **Первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг , а внутри и снаружи они исполнены очей; не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель**. Итак, животные, различные видом, имеют следующий смысл. Животное, подобное льву, - это Евангелие от Иоанна, потому что, когда все евангелисты предсказали Христа, ставшего человеком, он называл Его - прежде чем Тот спустился и облекся плотью - Богом, говоря: //Слово было Бог// [[new:in:01:01|(Ин 1:1)]]. И поскольку Он издавал крики, будто рычащий лев, предсказание его содержит образ льва. [Что же относится к человеческому образу], то Матфей стремится сообщить нам о роде Марии, от которого Христос воспринял плоть. Следовательно, пока он перечисляет [предков] от Авраама до Давида и от Давида до Иосифа, то ведет речь [о Христе] как о человеке, и потому предсказание его получило образ человека. Также Лука исчисляет от священства Захарии, приносящего жертву за народ, и явившегося ему ангела, и из-за священства и жертвы само описание несло образ тельца. Марк, толкователь Петра, запомнил, чему он учил при служении, записал, но не по порядку , и начал со слова пророчества, возвещенного Исаией. Следовательно, они начинают, говоря так: Иоанн: //В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог// [[new:in:01:01|(Ин 1:1)]], - это образ льва; Матфей: //Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова// [[new:mf:01:01|(Мф 1:1)]], - это образ человека; Лука: //был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова// [[new:lk:01:05|(Лк 1:5)]], - это образ тельца; Марк начинает так: //Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исаии// [[new:mk:01:01|(Мк 1:1-]][[new:mk:01:02|2)]], - начато с летящего [сюда] Духа, поэтому [описание] содержит образ летящего орла. Однако не только пророческий Дух, но и само Слово Бога Отца Всемогущего, Которое есть Сын Его, Господь наш Иисус Христос, несет те же самые образы во время Его пришествия к нам. Поскольку предсказано, что Он подобен //льву и детенышу льва// [[old:gen:49:09|(Быт. 49:9)]], то создан Он был ради спасения людей для победы над смертью и освобождения всех. За то, что Он сам принес себя в жертву Богу Отцу за нас, Он назван тельцом. И что после победы над смертью Он взошел на Небеса, раскрывая крылья Свои и защищая народ Свой, - за это Он поименован летящим орлом. Итак, эти четыре предсказания - хотя их и четыре - являются одним, потому что оно исходит из одних уст, равно как и река в раю, [исходящая] из одного источника, разделена на четыре части. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== Ст. 6-7 **и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему** Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо так как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра и так как Церковь рассеяна по всей земле, а //столп и утверждение// Церкви [[new:1tim:03:15|(1 Тим. 3:15)]] есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением, оживляющих людей. Из этого ясно, что устрояющее все Слово, восседающее на херувимах и все содержащее, открывшись людям, дало нам Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним духом. Как и Давид, моля об Его явлении, говорит: //ты, сидящий на херувимах, явися!// [[old:ps:079:02|(Пс. 79:2)]]. Ибо херувимы имеют четыре лица, и их лики - суть образы деятельности Сына Божия: И первое животное было подобно льву, и характеризует Его действенность, господство и царскую власть; второе животное подобно тельцу, и означает его священнодейственное и священническое достоинство; третье животное имело лице, как человек, и ясно изображает Его явление как человека; четвертое животное подобно орлу летящему, и указывает на дар Духа, носящегося над Церковью, - поэтому Евангелие согласно с тем, на чем восседает Христос Иисус. Ибо одно из них излагает Его первоначальное действенное и славное рождение от Отца, говоря так: //В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть// [[new:in:01:01|(Ин. 1:1)]]. Поэтому Евангелие это полно всякой достоверности, ибо таков его характер. Евангелие Луки, нося на себе священнический характер, начинается со священника Захарии, приносящего жертву Богу, ибо уже готов был телец упитанный, которому предстояло быть закланным ради обретения младшего сына. Матфей же возвещает Его человеческое рождение, говоря: //родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Аврамова//. И еще: //рождество Иисуса Христа было так// [[new:mf:01:01|(Мф. 1:1]], [[new:mf:01:18|18]]). Это Евангелие изображает Его человечество; поэтому по всему Евангелию Он представляется смиренно чувствующим и кротким человеком. А Марк начинает с пророческого Духа, свыше приходящего к людям, говоря: начало Евангелия, как написано у пророка Исайи, и указывает на крылатый образ Евангелия. Поэтому он сделал сжатый беглый рассказ, ибо таков пророческий дух. //**Против ересей.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 6-7 **и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему** И у пророка Иезекииля, и в Апокалипсисе самого Иоанна, которому принадлежит это Евангелие, упоминается о четырех животных, имеющих четыре лица: человека, тельца, льва, орла. Те, кто излагали до нас тайны Святых Писаний, по большей части в этом животном или, скорее, под этими животными мыслили четырех евангелистов. Лев считался царем, ибо кажется, что он некоторым образом есть царь зверей из-за могущества и вызывающей благоговение доблести. Это лицо приписано Матфею, потому что он проследил в возникновении царский род Господа, каким образом Господь был через царское происхождение из семени царя Давида. Так как Лука начинает со священства священника Захарии, упоминая отца Иоанна Крестителя, то он считается тельцом, потому что телец был великой жертвой в жертвоприношении священников. Марку справедливо приписан Христос - человек, ибо он ничего не сказал ни о царском могуществе [Иисуса], ни начал со жреческого [происхождения], но только с Христа-человека. Все они, пожалуй, земное - то есть то, что Господь наш Иисус Христос совершил на земле, - не обошли молчанием. Немногое сказали они о Его Божественности, как если бы они шли с Ним по земле. Остается орел - это сам Иоанн, возвышенный проповедник, созерцатель внутреннего, а также вечного света неизменными очами. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Примасий ===== **и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу** Под стеклянным морем понимается крещение, в коем сердце верует в правду, уста же исповедуют ко спасению. И по вере нелицемерной сравнивается оно со стеклом, ибо с внешней стороны стекла видно то же, что происходит внутри. И не напрасно требует он, чтобы крещение сие происходило в виду престола: да не смогут еретики вынести его во вне и раздать! Здесь Иоанн говорит: **и перед престолом**, - как у Моисея написано: //вот место у Меня// [[old:ish:33:21|(Исх 33:21)]], и как Сам Он заповедует во Второзаконии, говоря: //пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там// [[old:vtor:14:23|(Втор 14:23)]]. И мы знаем, что во всех этих местах провозглашается единство Церкви, в которой может свершаться крещение в Троицу ко спасению, во вне же послужит оно крещаемому в погибель, не потому, что плохо то, что дается, но потому, что плохо используется тем, кому дается, подобно частице хлеба, которую Господь вручил Иуде. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу** Образ моря обозначает множество; а стекло и кристалл - чистоту святых духов, обретающихся вокруг Бога, к которой не подмешано никакое бесчестие, и они суть словно море во множестве; //тысячи тысяч служили Ему//, по словам Даниила, //и тьмы тем предстояли пред Ним// [[old:dan:07:10|(Дан. 7:10)]]. И достигая такой численности, все они чистые, подобные стеклу и кристаллу. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади** В общем описании Божественного престола **стеклянное море** нужно отнести к обстановке этого последнего. Оно должно составлять существенную черту общей характеристики и есть явление, подобное радуге, так же необходимое, как и эта последняя. Это - среда, не такая, как наш воздух, и не такая, как море. Но, несомненно, нечто совершенно реальное, каким был и самый престол, и вся его обстановка. - "**Посреди**" нельзя понимать буквально, в том смысле, что животные помещались на самом троне: трон был занят Сидящим. Необходимо понятие "посреди" сблизить с понятием "вокруг". Нужно представлять так, что животные находясь между тронами старцев и троном Сидящего, одни были за и пред престолом (посреди), другие же - по его сторонам. Кто были **животные**? - Oни называются животными (не зверями), т.е. живыми существами, и это может сближено с понятием человек, который есть тоже живое существо. Во всяком случае это суть самостоятельные живые существа, личности. Животные эти исполнены очей спереди и сзади, т.е. нужно допустить что ев. Иоанн видел их имеющими множество очей и спереди, и сзади. Это указывает на чистоту и возвышенность их природы. **//Толковая Библия.//** [<10>]