[<10>] ====== Толкования на Откр. 5:2 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 2-3 **И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ея? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее** //Никтоже можаше разгнути книгу,// т. е. ни Ангелы, ни люди, сущие во плоти, ни Святые, свободные от нее, не достигли полного ведения Божественных судеб, кроме Агнца Божия, разрешившего Своим пришествием сказания ранее о Нем пророчествовавших. ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== Ст. 2-6 **И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю** Открыть завет - значит пострадать за людей и окончательно победить смерть. Никто не найден достойным сделать это: ни среди ангелов на небе, ни среди людей на земле, ни среди душ святых, пребывающих в покое, разве только Христос Сын Божий, о Котором он говорит: **видел я Агнца как бы закланного, имеющего семь рогов**. О Нем было предсказано: какой бы закон через различные дары и жертвы ни был замышлен о Нем, Ему Самому надлежало его исполнить. И потому что Сам Он был завещателем и победил смерть, оказалось, что Он Сам поставлен Богом законным наследником, чтобы обладал и субстанцией смертного [существа] - то есть человеческим телом. Его он называет //львом от колена Иудина, коренем Давидовым, который победил// [[new:otkr:05:05|(Откр. 5:5)]]. О льве от колена Иудина мы читаем в Бытии, где патриарх Иаков говорит: //Иуда! тебя восхвалят братья твои: ты поспал и встал, словно лев и словно львенок// [[old:gen:49:09|(Быт. 49:9)]]. Он назван львом, потому что победил смерть, а по причине своих страданий за людей назван //агнцем ведомым на заклание// [[old:is:53:07|(Ис. 53:7]]; [[new:act:08:32|Деян. 8:32)]]. Итак Он открывает и распечатывает Завет, который Сам и запечатал. И Моисей, законодатель, зная, что [Завет] должен быть запечатан и сокрыт до времени Его страдания, //положил на лице свое покрывало// ([[old:ish:34:33|Исх. 34:33]]) и так говорил с народом, показывая этим, что слова благовестия будут покрыты до пришествия Христова. Когда Моисей читал Закон народу, он взяв шерсть омоченную в крови тельца с водой, окропил весь народ, говоря: //вот кровь завета, который заповедал вам Господь// ([[new:evr:09:19|Евр. 9, 19–]][[new:evr:09:20|20]]. Ср.: [[old:ish:24:08|Исх. 24:8]]). Усердному человеку должно обратить внимание, что полнота проповеди связана воедино: ее недостаточно назвать законом, потому что она называется и заветом. Никакой закон не называется заветом, и заветом не обозначается ничто иное, кроме [документа], составляемого перед смертью. И то, что завещается в этом документе, запечатывается до дня смерти завещателя. И поскольку Он победил смерть и превзошел дело палачей, назван **как бы закланным**. Поэтому по заслугам открывается как закланный агнец тот, кто подобно льву сокрушил смерть и, исполнив все прежде проповеданное о Себе, освободил человека, то есть плоть от смерти, и воспринял смертное естество, то есть человеческое тело. И как одним телом все люди подверглись долгу смерти, так одним телом все верующие воскреснут в жизнь вечную (Ср.: [[new:1kor:15:21|1 Кор. 15:21–]][[new:1kor:15:22|22]]; [[new:rim:05:12|Рим. 5:12]]). Итак, ныне лицо Моисея обнажается, ныне и открывается, – потому Апокалипсис называется Откровением, – ныне книга его распечатывается, ныне постигаются приношения жертв, ныне ясно познаются священнодействия, Христовы заповеди, устройство храма и свидетельства. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее** Не упуская из вида небесного престола, Иоанн видит летящего по небу **Ангела**, который называется сильным, каким и должен быть вестник великого Бога. Ангел спрашивает не о том, кто хочет раскрыть книгу, но о том,** кто достоин,** кто настолько нравственно совершен [Kliefoth] и свят пред Господом, чтобы мог воспринять откровение Бож. судеб. Бог открывает людям Свою волю, но открывает только достойным и через достойных. Но никто не отозвался на вопрос сильного Ангела. Между всеми разумными созданиями не нашлось ни одного такого, которое было бы достойным раскрыть книгу и видеть ее содержание. Говорится уже не о снятии печатей, а о созерцании содержащегося в книге, так как снятие печатей равносильно самому созерцанию. - Здесь предуказание на особенности формы и содержания апокалиптического откровения. [<10>]