[<10>] ====== Толкования на Откр. 5:3 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее** См. Толкование на [[new:otkr:05:02#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 5:2]] ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее** Однако это волнует дух, поскольку если мы потому говорим преисподняя, что она лежит ниже, то как земля ниже неба, так и преисподняя должна быть ниже земли. Отсюда, пожалуй, и через псалмопевца говорится: //Ты избавил душу мою от ада преисподнего// [[old:ps:085:13|(Пс 85:13)]], чтобы было ясно, что более высокий ад - это земля, ад же в действительности - под землей. И голос Иоанна соглашается с такой оценкой, когда он говорит, что он видел книгу, запечатанную семью печатями, - и потому, что нет никого достойного ни на небе, ни на земле, ни под землею раскрыть сию книгу и сорвать печати ее, он добавляет: И я много плакал [[new:otkr:05:04|(ст.4)]]. Однако потом он говорит, что эта книга раскроется львом от колена Иудина [[new:otkr:05:05|(ст.5)]]. Разумеется, что иное обозначается под этой книгой, как не Святое Писание, которое один лишь Искупитель наш открыл? Он, став человеком, умерев, воскреснув и вознесшись, открыл все тайны, каковые в ней были. И никто на небе - потому что и ангел не мог; никто на земле - потому что и живущий в теле человек не мог; и никто под землей не найден достойным - потому что и души, освобожденные от тела, не могли открыть нам секреты святого речения помимо Господа. Следовательно, поскольку для разъяснения книги никто, найденный под землей, не считается достойным, я не вижу, что мешало бы верить в то, что под землей есть преисподняя. //**Диалоги.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее** См. Толкование на [[new:otkr:05:02#sschmch_viktorin_petavijskij|Откр. 5:2]] ===== Беда Достопочтенный ===== **И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее** Это видение показывает, как таинства Священного Писания были нам явлены через воплощение Господа. Его гармоничное единство содержит Ветхий Завет, словно бы вовне, и Новый Завет - внутри. <...> Ни ангел, ни один из праведников, свободных от уз плоти, не могли открыть тайны Божественного закона или исследовать их, ни раскрыть книгу, то есть созерцать сияние благодати Нового Завета. Так и сыны Израиля не могли посмотреть в лицо Законодателю Ветхого Завета, содержавшего в себе Новый. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== **И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее** Сказано, что до сих пор никто не найден достойным **ни на небе**, что означает, что это превосходит и возможности ангелов. Не потому, что ангелы не знали о том, что грядет таинство воплощения Господа и воздаяния, но потому, что это нельзя исполнить природе ангельской. Ибо Сын Божий должен был искупить людей, приняв истинную человеческую природу, и Сам пожелал исполнить все. Посему Исаия говорит: «Не ангел, не вестник, но Сам Господь спасал их». Ни на земле - то есть никто из совершенно праведных, в жизни сей пребывающих. Ибо для возрождения человека нужна была помощь лишь Самого Творца. **Ни под землей** - ибо никто из умерших святых не был достоин открыть книгу, ни даже созерцать ее. Созерцать - то есть понимать, посему Павел говорит, что он благовествует язычникам богатства Христовы, доступные пониманию, то есть откровения Нового Завета, сокрытые в законе, которые Христос исполнил Своим пришествием. Никто не может смотреть на это спокойным взглядом, тем более не может исполнить этого на деле - того, что Христос исполнил по своей воле. Ибо они могли лишь предвидеть это, но не свершить. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее** См. Толкование на [[new:otkr:05:02#lopuxin_ap|Откр. 5:2]] [<10>]