[<10>] ====== Толкования на Откр. 5:6 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю** //Рогов седмь и очес седмь Агнчих// знаменует семь Христовых духов, о которых говорили пророки Исаия [[old:is:11:02|(11:2)]] и Захария[[old:zah:04:start| (4 гл.)]]. - Словами //"яко заколен"// указывается на ту, по заклании, жизнь Его, во время которой по воскресении из мертвых Он, как истинно закланный, показал знаки Своих страданий. ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный** Престолы, животные, старцы - это Церковь. Агнец как бы закланный - это Церковь со Своим Главой, которая умирает за Христа, чтобы со Христом жить. И мученики в Церкви могут быть поняты как Агнец как бы закланный. //**Изложение Откровения.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю** См. Толкование на [[new:otkr:02:02#sschmch_viktorin_petavijskij|Откр. 2:2]] ===== Апрингий ===== **И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю** Здесь Иоанн еще более очевидно показал Господа нашего Иисуса Христа, которого он представил не мертвым, но как бы закланным из-за страдания и перенесенной смерти. Он говорит, что увидел Его посреди престола, то есть в силе и величии Божьем. И четырех животных, то есть Он был познан в порядке четырех евангелистов. И посреди старцев, что означает сонм закона и пророков или апостолов. Он свидетельствует, что увидел там Агнца не закланного, а как бы закланного, то есть такого, который и смерть победил, и страдание преодолел. **Имеющий семь рогов и семь очей.** В рогах - сила и достоинство. Число семь описывает состояние мира, которым Он управляет в силе и которого Он наимогущественнейший владыка. Далее он называет семь духов семью очами, то есть указывает на то, что прославляющий Святой Дух пребывает в Господе нашем Иисусе Христе степенями семи добродетелей. Об этом говорит апостол: //Бог во Христе примирил с Собою мир// [[new:2kor:05:19|(2 Кор. 5:19)]]. И еще: //Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас// [[new:rim:08:11|(Рим. 8:11)]]. Поскольку //по всей земле проходит звук их// [[old:ps:018:05|(Пс. 18:5)]], он говорит о духах: **посланные**. Он напоминает, что есть дары Святого Духа, вдоволь рассеянные по всему миру. //**Трактат на Откровение.**// ===== Ориген ===== **И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный** Если мы рассмотрим сказанное Иоанном, указующего на Иисуса и говорящего: //вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира// [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]], что утверждало домостроительство воплотившегося Сына Божьего в  жизнь людей, - нам нужно было бы признать, что Агнец - не кто иной, как живой человек. //Ибо как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих// [[old:is:53:07|(Ис. 53:7)]], говоря: //Я, как кроткий агнец, ведомый на заклание// [[old:ier:11:19|(Иер. 11:19)]]. Именно поэтому и в Апокалипсисе увиденный Агнец стоял как бы закланный. Этот закланный Агнец, рожденный согласно определенному таинственному замыслу, - очистительная жертва всего мира. По человеколюбию Отца [Он] искупил нас, продавшихся в рабство грехам, Своей кровью. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Тиконий ===== **И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю** Престол, животные и старцы - это Церковь. Ибо посередине находится Церковь, о чем он продолжает повествовать и описывать, говоря: **стоял Агнец как бы закланный**. Ибо сколь часто в среде Церкви проповедуется об убиенном Христе, столько же можно наблюдать того Агнца, как бы принесенного в жертву за злодеяния мира. Поскольку и несведущим становится известным то, что было неведомо, и благочестивым почитателем запечатлевается память о верных. Воистину так же, когда Церковь, в которую облекся Христос, умерщвляла себя по отношению к миру, чтобы жить для Бога, необходимо говорить, что Агнец принесен в жертву, словно голова за тело. Наконец, дальше следует: **имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю**. Различные слова свидетельствуют здесь об одном понимании, обозначающем под рогами высочайшие милости Святого Духа, через которые по всей земле правит Христос в Своей Церкви. Затем следует: **которые суть семь духов Божиих.** Ибо никто не главенствует по всей земле в праведном превосходстве, а также распространенной милостью Духа Святого не прославляется особенно, кроме Церкви Христовой. Помним мы изречение о том, что разумно считать семь числом вселенной. Это истинно, поскольку рога над головой, и по справедливости величие единственной Церкви положено на Христе, так как Он сказал: //на сем камне Я создам Церковь// [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]], как бы говоря: на Себе создам тебя. //**Комментарий на Апокалипсис.**// ===== Экумений ===== **И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю** Иоанн называет Господа Агнцем по причине Его невинности и благодетельности. Ибо как агнец ежегодным приношением руна доставляет благо, так и Господь //открывает руку Свою и насыщает все живущее по благоволению// [[old:ps:144:16|(Пс. 144:16)]]. Так же называет Его и пророчество, гласящее устами Исаии: //как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен// [[old:is:53:07|(Ис. 53:7)]], и Иеремии: //А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, [что они составляют замыслы против меня]// [[old:ier:11:19|(Иер. 11:19)]]. Был же Он Агнцем не закланным, но как бы закланным. Ведь Христос воскрес, поправ смерть и опустошив ад от удерживавшихся в нем душ, поскольку Его смерть не была смертью по твердой неотменимости, но смертью, тотчас же усеченной благодаря воскресению. Затем, после воскресения, Господь явил знаки смерти: отпечатки гвоздей, животворящее Свое тело, обагренное кровью, согласно тому, что говорил Исаия от лица святых ангелов: //Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в полном точиле?// [[old:is:63:02|(Ис. 63:2)]]. Поэтому как бы закланным Он предстал в видении. А семь рогов знаменуют великую Его силу, поскольку семь, будучи совершенным числом, являет собой множество, как говорилось выше; а рога суть символ мощи по пророку, который сказал: //все роги нечестивых сломлю, и вознесутсяроги праведника// [[old:ps:074:11|(Пс. 74:11)]], и согласно Аввакуму: рога в руках Его. Что есть семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю, растолковывает нам, конечно же, Исаия: //и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится// [[old:is:11:02|(Ис. 11:2-3)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю** Образ закланного Агнца указывает на победу Иисуса Христа, которая именно дала Ему право сообщать людям Божественное откровение. Это право заключалось в том, что Он был Агнцем, закланным за грехи мира, выражение же **"как бы закланный"** означает то, что Иисус Христос явился пред Иоанном с такими признаками, которые свойственны закланному агнцу, т.е. с раною заклания. **Семь рогов** Агнца, как число священное и число полноты [[old:ps:018:03|(Пс. 18:3,]] [[old:iez:29:21|Иез. 29:21]]; [[old:dan:07:08|Дан. 7:8)]], означают полноту могущества Иисуса Христа как Богочеловека и Искупителя. Относительно того, что нужно разуметь под семью духами Божьими, то лучше согласиться с тем мнением, что здесь, как и в [[new:otkr:01:15|1:15]] и [[new:otkr:04:01|4:1]], под семью духами нужно разуметь Св. Духа с Его благодатными дарами, которыми Он почивает на Иисусе Христе и пребывает среди верующих, изливая на них обильную благодать искупления. **//Толковая Библия.//** [<10>]