[<10>] ====== Толкования на Откр. 5:7 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 7-8 **И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых** //Гусли// означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие; //фимиам// - благовонную жертву верных приносимую ими нескверным житием, ибо, как говорит божественный Павел, //«Христово благоухание есмы»// [[new:2kor:02:15|(2 Кор. 2, 15);]] - //фiалы// - помышления, из которых исходят благовоние добрых дел и чистая молитва. ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле** Здесь Он открывает и снимает печати с [Ветхого] Завета, который прежде запечатал. Зная, что это должно было быть запечатано и скрыто до наступления Его страдания, Моисей-законодатель скрыл лицо свое и так говорил народу, указывая, что слова возвещения скрыты до наступления времени Христа. Ведь когда он читал народу сам закон, взяв шерсть, пропитанную кровью тельца и водою, он окропил весь народ, прорекая: //вот кровь завета, который Господь заключил с вами// [[old:ish:24:08|(Исх 24:8)]]. Итак, следует обратить внимание, что внимательный человек соединит общее возвещение в нечто одно. Ведь недостаточно называться ему законом, поскольку оно именуется и заветом. Никакой закон не называется заветом, и [ничто] другое не именуется заветом, за исключением того, что создано теми, кто собирается умереть. И что бы внутри они ни завещали, все это запечатано до дня смерти завещателя. Но потому что Он окончательно победил смерть и превзошел свойство плоти, то сказано, что Он как бы закланный. Поэтому должным образом [Ветхий Завет] распечатывается как бы закланным Агнцем, Который, словно лев, сокрушил смерть и исполнил все возвещенное о Нем, и освободил человека - то есть плоть - от смерти; и воспринял субстанцию смертных - то есть человеческую природу. И как через одно тело все люди унаследовали долг смерти, так и через одно тело все верующие воскреснут к жизни вечной. Итак, совсем недавно лицо Моисея было скрыто, а сейчас открывается, и потому Апокалипсис называется откровением. Сейчас распечатывается книга Его; сейчас понимается [смысл] приношения жертв; сейчас ясно понимаются и жречество, и распоряжения Помазанника, и возведение храма, и свидетельства [пророков]. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле** И Господь сказал: //Все предано Мне Отцем Моим// [[new:mf:11:27|(Мф 11:27)]], - Тем, очевидно, Который все сотворил, ибо Он предал Ему не чужое, но Свое, собственное. А во всем ничто не исключено, и поэтому Он есть Судия живых, мертвых, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит. Ибо никто ни на небе, ни на земле, ни под землею не мог открыть книгу Отца и видеть ее, кроме Агнца, закланного и Своею кровью искупившего нас, Который от Него же, все создавшего Словом Своим и устроившего Премудростью Своею, получил власть над всем, когда //Слово стало плотью// [[new:in:01:14|(Ин 1:14)]], чтобы как Слово Божие имело начальство на небесах, так имело начальство и на земле - потому что Он был человек праведный, который //греха не совершил, и не обрелось никакого обмана в устах Его// [[new:1pet:02:22|(1 Пет 2:22)]], - чтобы имело начальство и над тем, что под землею, Само сделавшись //первенцем из мертвых// [[new:kol:01:18|(Кол 1:18)]]. Чтобы все, как я уже сказал, видели своего Царя, и чтобы свет Отца сошел на плоть Господа нашего и от Его сияющей плоти перешел на нас, и таким образом человек, окруженный Отчим светом, получил нетление. **//Против ересей.//** ===== Апрингий ===== **И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле** Уместно здесь сказано: взял книгу, то есть силу всех деяний Божьих, и из десницы Сидящего на престоле, то есть от Бога Отца принял все, как Сам сказал: //Все, что имеет Отец, есть Мое// [[new:in:16:15|(Ин 16:15)]]. Тогда Он взял эту книгу, когда, восставая из мертвых, явил таинство Троицы, от веков сокрытое, и открыл его миру. **//Трактат на Откровение.//** ===== Примасий ===== **И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле** Книгу из длани Бога - само устроение, Отцом и Им Самим положенное, - принял, как сказано, Сын Человеческий: ибо Оба с Духом Своим пребывают на престоле. Под десницею сей мы должны понимать счастье победы, а не как плотскую десницу, как будто сказано, что Он принял книгу из какой-то другой десницы Отца, хотя Отец и Сын - одно и то же, и Сам Сын является десницей Отца; но так как всегда побеждает через своих Тот, Кто сказал: //Радуйтесь: Я победил мир// [[new:in:16:33|(Ин 16:33)]], и так как Он сделал Свою Церковь победительницей, то сказано, что от Нее Он и принял книгу. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле** **"Взял книгу... "** Чем взял? - спрашивает Корнилий Ляпид, и отвечает: ногами, - но понимать это нужно символически. Но лучше совсем не задавать подобных вопросов при изъяснении апокалиптических видений, в которых многое из частностей оставалось неясным и для самого тайнозрителя. [<10>]