[<10>] ====== Толкования на Откр. 6:14 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И небо скрылось, свившись как свиток.** Что небо закрывается подобно свитку, сiе, предполагаем указывает или на неизвестность второго Христова пришествiя, потому что свиток свивается без шума и неожиданно, - или что силы небесные, сожалея об отпадших от веры, будут иметь как бы сострадание и печаль; сим же указывается и на нечто другое: что не истлению и погибели подлежит небо, но как бы некоему свиванию и изменению в лучшее. Ириней в пятом обличительном слове на лжеименный разум говорит: «не погибает и не истребляется ни сущность и ни существо создания (ибо истинен и крепок создавший его), //но преходит образ мiра сего// [[new:1kor:07:31|(1 Кор. 7:31),]] в котором совершено преступление. Предполагаем, что Апостол придерживался древнего обычая: Евреи вместо наших книг употребляли свитки, развитiе которых производило не уничтожение их, но раскрытие написанного; так точно и обнаружение небесного тела указывает на откровение благ Святым». - Рассмотрев, итак, сiе четверояко, по соизволению к нам Божию, в том же порядке и обратимся к последующему. Ст. 14-17 **И всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор. И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца. Ибо пришел великий день гнева Его; и кто может устоять?** //И всяка гора и остров от мест своих двигнушася.//- Когда Апостолы спрашивали Господа о разрушении Иерусалимского храма и о кончине, Он, насколько могли вместить, предсказал им о будущем, которое, по свидетельству Иосифа Иудеянина, уже сбылось над христоубийцами Иудеями во время разорения при Веспасиане и Тите. Все же сiе, как сказано, прiйдет на весь мiр с множайшею силою в пришествiе антихриста; тогда, называемые образно //горами//, начальствующие или над церковным благочинием, или над мiрским владычеством и церкви верных, представленные под образом //островов// и обновляемые, по Исаии, к Богу из-за лжехриста побегут из своих мест, изменяя их одно на другое, что человеколюбие по грехам испытали и мы пред Его пришествiем. - Земные же цари т. е. землею обладающие, но ничего не прiобревшiе на небе вместе со всеми вельможами и богатыми, с рабами земного и свободными (не так должно бы быть!) от работы Христовой будут просить, чтоб лучше их сокрыли пещеры, камни и горы, чем переносить испытания разъяренного гнева Божия, который в пришествие антихриста допустит губительства от голода и других бедствiй, или чем переносить ожидаемые по воскресении бесконечные мучения. Тогда тем более праведно возгорится гнев Божий, как печь, пожирая тех, которые созидали веру на основании //дерева, сена и соломы//[[new:1kor:03:12| (1 Кор. 3:12)]].- Да избавит же нас от сего Человеколюбец Бог и да соделает причастниками вечных уготованных Святым Его благ, сопричислив к //полноте спасаемых// благодатiю Единородного Сына своего, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, подобает слава во веки веков. Аминь. ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Свирепы волны житейского моря; на нем господствуют мрак и мгла; непрестанно воздвизаются на нем бури лютыми ветрами — духами отверженными; корабли лишены кормчих; благонадежные гавани превратились в водовороты, в гибельные пучины: **всяка гора и остров от **духовных **мест своих двигнушася**, потопление представляется неизбежным. Оно и было бы неизбежным, если б непостижимый Промысл Бога и столько же непостижимое милосердие не спасали избранных его. ===== Тиконий ===== **И небо скрылось, свившись как свиток**. По справедливости он представляет, что небо, то есть Церковь, отступило, словно развернутый, а не свернутый свиток. Ибо ничто свернутое никем и никоим образом не может быть распознанным, а то, что развернуто, тотчас же открыто свидетельствует о себе. Стало быть, и когда явным образом наступят эти события, она отступит, сознательно стремясь избегнуть гонений, дабы, будучи скрытой от чуждых, стать невидимой, - всецело ведомая самой себе в единстве Духа. Она остерегается незнакомых и чужих, утаивая себя посредством духа различения, чтобы не быть преданной, если ее опознают. Потому написал Иоанн: //не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они// [[new:1in:04:01|(1 Ин. 4:1)]]. **И всякая гора и остров двинулись с мест своих.** Церковь также изображается через горы и острова: ибо она - //город, стоящий па верху горы// [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14)]], в связи с тем что //горы окрест [Иерусалима]// (Пс 124:2); и мы читаем, что и //на островах морских - имя Господа, Бога Израилева// [[old:is:24:15|(Ис 24:15)]]. Из этого следует, что, теснимая гонениями, она будет сдвинута с места. Это можно истолковать по отношению к обеим ее половинам: подразумевается, что в лице тех, кто блажен, она, предостерегаясь, подвинется к бегству, а среди злых, по вероломству, будет обращена к дурному, как сказано: //сдвину светильник твой с места его// [[new:otkr:02:05|(Откр 2:5)]] //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== **И небо скрылось, свившись как свиток**. Под небом он подразумевает небесные ангельские силы, которые и сами были [настолько] потрясены, не вынеся хулы на своего Властителя, что бросились во все стороны подобно развернутому и разворошенному свитку. **И всякая гора и остров двинулись с мест своих.** Горами и островами Иоанн называет воинство надменных демонов, согласно тому, что о них написано: //и горы двинулись в сердце морей// [[old:ps:045:03|(Пс 45:3)]]. Опять же он именует островами тех, которые возгордились и стали движимы тщеславной суетой собственного разумения в шатких и превратных делах этой жизни. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих** См. Толкование на [[new:otkr:06:12|Откр. 6:12]] [<10>]