[<10>] ====== Толкования на Откр. 7:9 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 9-10 **После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу** Это суть те, о которых говорит Давиду// «изочту их и паче песка умножатся»// [[old:ps:138:18|(Пс. 138, 18)]],- которые прежде мученически пострадали за Христа и из всякого колена и племени имеющие в последние времена с мужеством принять страдания. - Излиянием своей крови за Христа одни из них убелили, другие же убелят одежды своих деяний, как имеющие в руках знаки победы - //ветви// полезных, правых и чистых, сердечных ФИНИКОВ, они ликуют вокруг Божественного престола Богоначального покоя и, будучи благодарными рабами, приписывают Подателю победу над демонами. ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих** Он не сказал: после сего увидел я другой народ, но: **увидел народ**. То есть тот же самый, который он видел в тайне ста сорока четырех тысяч, теперь он видит неисчислимым из всех колен и языков и народов, потому что все народы через веру привиты к корню. Господь в Евангелии всю Церковь - как из иудеев, так и из язычников - показывает в двенадцати коленах Израилевых, говоря: //сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых// [[new:mf:19:28|(Мф 19:28)]]. //**Изложение Откровения.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих** Это можно понять и так, что, перечислив колена Израилевы, которым первым было проповедано Евангелие, Иоанн хочет напомнить и о спасении язычников. //**Изложение Откровения.**// ---- Дорогие братья, поскольку сегодня мы воздаем вечную славу первым мученикам, и этот праздник мучеников совершается на Небесах, давайте как следует поразмышляем над тем, как бы и нам, насколько возможно, идти по их стопам и постараться самим сделаться участниками небесного празднества, как и свидетельствует апостол, что если мы участвуем в страданиях, то будем участвовать и в утешении. Нам не столько следует скорбеть об их смерти, сколько радоваться о том, что они получили пальмовую ветвь праведности. Над каждым из них, когда они в мучениях вырываются из этой жизни, плачет Рахиль - то есть родившая их Церковь провожает их плачем и стенаниями. Но когда они уже изошли [из этой жизни], Небесный Иерусалим, мать нам всем, вскоре принимает их в другую жизнь служителями радости, которые всегда под рукой, и вводит в радость Их Господа, и они принимают венец навеки. Потому и говорит Иоанн: **Стояли пред престолом и пред агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.** Стоят перед престолом Божиим увенчанными те, что некогда лежали, сокрушенные болью, перед престолами земных судей. Стоят перед Агнцем те, кого ничто не может отлучить от созерцания Его славы, потому что от Его любви их не смогли отлучить и пытки. Сияют в белых одеждах, держат пальмовые ветви в руках те, кто принимает награду за дела свои. Притом тела, которые ради Господа горели в огне, были терзаемы дикими зверями, терпели бичевание, были сбрасываемы в пропасть, разрываемы когтями и разрушаемы под воздействием самых разных пыток, они получат в воскресении прославленными. //**Гомилии на Евангелие.**// ===== Примасий ===== **После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих** Это, говорю я, множество избранных, коих Он предузнал и предопределил быть подобными образу Сына Своего, Он предвозвестил знаком священного числа. Ибо и те, кто пришел от язычников, стали Израилем и по праву называются сынами Авраама не по плоти, но по вере, то есть в том семени, которое есть Христос, камень краеугольный, о Коем апостол говорит: //Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем// [[new:ef:02:14|(Еф 2:14]]-16). Одеяниями он обозначает крещение, псалмами же - триумф креста и то, что Христом они победили мир, хотя белые одежды также обозначают любовь, которая дается Духом Святым. А то, что в руках они держат пальмовые ветви, обозначает или то, что руки их не уставали делать добрые дела, (посему написано: //утвердил Господь руку его в деле благом, и рука моя простерта ночью и не опускается// [[old:ps:076:03|(Пс 76:3)]], или ту власть, которую примут они как сыны Божии по праву усыновления, - как сказано об Иосифе: //и все положил Господь в руку Его// [[old:gen:39:08|(Быт 39:8)]], то есть дал во власть ему. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих** И вот неисчислимые тысячи людей из народов, которые приняли веру Христову, сподобились блаженного удела, получили место в славном хоре и стояли перед престолом Христа и Его Отца, как сказано выше. То, что они облачены в белые одежды, есть знак чистоты их жизненного пути. А пальмовые ветви - символ победы, который делает явным, что будет для них радость от победы Христа над врагами видимыми и невидимыми. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих** Это новое видение говорит о том, как вознаграждаются на небе те христиане, которые совершают свое земное поприще среди скорбей мира и особенно среди ужасов последнего времени. Иоанн видит **великое множество людей,** т.е. души людей, которые были облечены в человеческие образы (ср. [[new:otkr:06:09|6:9]]). Бесчисленность здесь не абсолютная, взятая в отличие от 144 тысячи запечатленных, но бесчисленность относительная. Состав многочисленной толпы указывает на ее общечеловеческий характер; и, несомненно, она, подобно душам [[new:otkr:06:09|(6:9)]], находится на небе пред престолом Божиим, а не в земле, как те запечатленные 144 тысячи. Так что, очевидно, здесь имеются ввиду все умершие христиане, достигшие совершенства и угодившие Богу теми или другими подвигами веры и благочестия. Следовательно, на вопрос, имеют ли утешение совершенные христиане, умершие до времени всеобщего суда и воздаяния, разбираемое видение отвечает, что души совершенных христиан после их смерти переселяются на небо и предстоят пред Престолом и пред Агнцем в знак близости к Господу как источнику блаженства. На это указывают и белые одежды, и пальмовые ветви, как ветви праздничной радости. [<10>]