[<10>] ====== Толкования на Откр. 9:1 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 1-5 **Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи: и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев. И мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека** Некоторые говорят, что под //звездою//, спавшею с неба на землю, и предназначенную для суда Иосафатову долину, разумеется посланный для наказания Ангел Божий; //студенец бездны// означает геенну; //дым из него исходящий// - что для мучимых солнце и воздух будут не видимы; //прузи// - это черви, о которых сказал Пророк:// «червь их не скончается»// [[old:is:66;24|(Исаия, 66, 24]]). - А что //не вредит травы земныя, но человеки точею,// так сие потому, что вся тварь освободится от тления, ради нас которому ныне рабствует. - //Но да муку приимут пять месяцев,// т. е. будут тяжко и жестоко мучимы только некоторое определенное время, притом же - легче, но вечно. О //звезде// я думаю, что это есть Божий Ангел; он, по Божию попущению, выведет из бездны осужденных злых демонов, которых Христос, воплотившись, связал, чтобы они, соделавши свое пред кончиною, потом подверглись бесконечному мучению. - //Дым// - мрак, предшествующий производимым, по наущению их, злым делам, по совершении коих дана им будет власть мучить людей. - //Помраченiе солнца и воздуха// указывает на душевное ослепление людей, наслаждающихся светом их, или на разжженную любовь во время страданий, так как находящимся в скорби и свет бывает тьмою. - А что //мысленные прузи// (саранча) уязвляют людей подобно скорпионам, так сие означает, что в конце злых дел сокрыта душевная смерть, которой подлежат все не отличенные на лицах Божественною печатью и не освещенные чрез посредство Святого Духа просвещением животворящего Креста, так чтобы, по слову Владычнему,// свет их светился пред человеками// к прославлению Божественного имени [[new:mf:05:16|(Мф. 5, 16)]]. - //Пять месяцев мученiй// означают, думаем, или их непродолжительность, ибо, по слову Владыки,// «аще не быша прекратилися днiе оны, не бы убо спаслася всяка плоть»// [[new:mf:24:22|(Мф, 24, 22)]], - или некое время пятеричное ради соответствия пяти внешним чувствам, которыми грех привходит в человека, - или время определенное, но известное одному Богу. ===== Беда Достопочтенный ===== **Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны** Пятая [труба говорит] об усилении вражды со стороны еретиков - предтеч антихриста. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== **Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны** **Бездна** и **колодец** суть люди, которые хранят тайники грехов, то есть таящуюся в сердце порочность, даже пребывая в Церкви <...>. Я думаю, что получат они тот ключ от колодца, с помощью коего откроют язвы сердца своего и будут явно изобличены. Ибо, по слову апостола, //надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные// [[new:1kor:11:19|(1 Кор 11:19)]]. Ибо когда заблуждение рождается, тогда и истина полнее проповедана бывает, и тайное лицемерие и заблуждение легче открывается, чтобы сохранилась чистота веры. Ибо из этих падших часто выходят схизматики и еретики, о которых Церковь справедливо говорит в Песне Песней: //сыновья матери моей разгневались на меня// [[old:pp:01:05|(Песн 1:5)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Тиконий ===== **Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны** Говоря об этой **звезде**, Иоанн имеет в виду тела многих людей, из-за преступлений павших с небес. **И дан был ей ключ от кладезя бездны**. **Ключом от кладезя бездны** нам надлежит считать ложные догматы, которые так затворяют в себе людей, что им становится непосильно созерцать светило исти­ны. Стало быть, отпадает с неба дьявол и берет ключи кладезя бездны, и отверзает свои уста для богохульств, и научает часть свою, чтобы не к Богу, но к нему она обратила свою волю. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны** По звуку пятой трубы Иоанн видит звезду, упавшую с неба. Словами **"павшая с неба"** тайнозритель, несомненно, хочет сказать, что и пятая казнь также происходит по пущению Божию и во время указанное волею Божией. Этот символ становится понятным только из последующего. Звезде, упавшей с неба дан ключ от кладезя бездны, который соединен непосредственно с бездною. Самое наименование бездны есть указание на преисподнюю, где осуждены пребывать злые духи. Бездну, таким образом, нужно отличать от ада и от геенны, места страданий умерших. Бездна есть местопребывание демонов, где они заключены и как бы заперты на ключ, т.е. лишены свободы действия. По действию Промысла Божия (павшая звезда) эта темница отпирается, и то, что находится внутри бездны чрез колодезь, соединяющий бездну с поверхностью земли, получает возможность появиться над землею. [<10>]