[<10>] ====== Толкования на Откр. 9:7 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 7-9 **По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну, и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее, как лица человеческие. И волосы у ней, как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные** Некоторые по причине всего выше и далее сказанного под упомянутою //саранчою// разумели наказующих Божественных Ангелов, иносказательно изображаемых в каждом изречении, или ради страха и ужаса, или ради быстроты и наказания, подвергающего достойных мучениям в геенне. Я же предполагаю, что под сими //пругами// правдоподобнее разуметь злых бесов, приготовившихся на брань с нами и, как знаки победы, носящих на голове //златовидные венцы//, которыми и мы, когда покоримся, думаем, увенчаемся, как получившие через удовольствия худую победу. - //Женские волосы// свидетельствуют о бесовском сладострастии и возбуждении к блудодеянию, //львиные зубы// - о их убийственности и ядовитости; //железные брони// - о жестокосердии их. ===== Примасий ===== Ст. 7-8 **По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие; и волосы у ней - как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов** В виде **саранчи** и **коней**, готовых к бою, Иоанн изображает создателей зло­вредных учений, ибо как саранча приносит вред устами своими, так и они несут разрушение своей пропове­дью, как написано: //лютые волки, не щадящие стада// [[new:act:20:29|(Деян 20:29)]], и еще потому, что, подобно коням, выбегают они внезапно из-за поворота, чтобы такой военной хитростью многих соблазнить и погубить. Он справедли­во показывает, что если уста изобли­чены в учении ложном, то и убор будет женственным и изнеженным, и дух на соблазны падким. Потому и апостол говорит: //К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями// [[new:2tim:03:06|(2 Тим 3:6)]], и так далее. Этими словами он изобразил и соблазнителей, и соблазненных - не только излишне доверчивых, но и нравами порочных - ибо и из истории мы знаем, что таковы были еретики пола. Ибо ко многим еретикам благоволили жен­щины: например, Присцилла и Максимилла - Монтану, и Лукилла - Донату. Зубы львов обыкновенно не только терзают, но и по природе своей имеют дурной запах, и так как носятся они кругом, подобно коням, чтобы добыть себе временную славу проповедников, то слава их справед­ливо сравнивается с дурным запахом. Как и апостол говорит, что «мы - благоухание Христа» [[new:2kor:02:15|(2 Кор 2:15)]]. А здесь дурной запах от дурного учения сравнивается с вонью, исходящей из пасти льва. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие** По своему внешнему виду **саранча была подобна коням, приготовленным на войну,** каковая приготовленность ограничивается лишь воинственностью их вида. И венцы на их головах были не что другое как те ярко-желтые (золотые) четыре щупальца-рожка, которыми снабжена голова обыкновенной саранчи [Ewald, Suller]. Очевидно, как можно думать, человеческого в головах саранчи была лишь физиономия (лицо), несколько похожая на человеческую, но устройство самой головы было саранчеобразное. Волосы саранчи были подобны волосам женщины и были совершенною противоположностью ее действительному жестокому характеру, который определяется замечанием, что ее зубы были подобны зубам льва. Как нечто неожиданное в изображении внешнего вида саранчи является ее железная броня, а также и то, что шум от ее крыльев подобен не топоту коней, но стуку колесниц. [<10>]