[<10>] ====== Толкования на Откр. 11:18 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю** См. Толкование на [[new:otkr:11:15#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 11:15]] ===== Беда Достопочтенный ===== **И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю** В действительности, хоть и восставали нечестивые, но Ты правил от начала времен, теперь же Ты, Судья, подавил их злобу - и она исчезла. //Господь царствует: да трепещут народы!// [[old:ps:098:01|(Пс 98:1)]]. **Время судить мертвых** и дашь возмездие, и т.д. Это соответствует порядку евангельского повествования: сперва все люди собираются перед Судией, затем оказавшиеся справа помещаются во многочисленные обители в Царстве Отца, нечестивые же извергаются из пределов Царства и предаются огню проклятия. //**Изложение Откровения.**// ===== Тиконий ===== **И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю** **И рассвирепели язычники** - этим Иоанн указал на первое пришествие Христа. Воистину, когда он продолжает: **и пришел гнев Твой и время мертвых**, или (по другому переводу): **время, в которое будет судить мертвых**, - то указывает на второе пришествие, при котором **святые, пророки и те, кто страшится имени Его, малые и великие**, старые и молодые получат награду, поскольку //зародыш мой видели очи Твои и в Твоей книге будет записано все// [[old:ps:138:16|(Пс 138:16)]]. А чтобы нечестивые не предположили, будто им сойдет с рук, он вынес приговор: **погубить губивших землю**. Как гласит псалом: //но лице Господне против делающих зло// [[old:ps:033:17|(Пс 33:17)]]. Как сказано: //вот, идет третье горе//, по звуку седьмого ангела, - и никого, кроме Церкви, хвалящей и благодаря­щей Господа, он не называет. Отсюда мы можем понять, что нет воздаяния благочестивым без горя для злых. Так и в псалме: **ибо гнев Его возгорится вскоре**, по крайней мере, для злых; //блаженны же все, уповающие на Него// [[old:ps:002:12|(Пс 2:12)]]. Так и ныне сама Церковь возглашает: **приходит гнев Твой и время мертвых, чтобы Ты воздал награду служителям Твоим**, и так далее. Это горе последнее. //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== **И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю** Когда было уничтожено земное царство, конечно, **рассвирепели язычни­ки**, потому что лишились своего господства (народами называются легионы бесов и неверующих людей). Сказано: **И пришел гнев Твой и черед судить язычников и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым**. Хотя Ты издавна и долго терпел их, но, по­скольку они ничего не приобрели от твоей доброты, теперь, то есть в день суда, Ты обратил на них гнев Свой. Надлежащее и определенное народам пришло и уже здесь. Что именно? - Суд и отмщение за святых, которые приняли от них зло, и уничтожение с помощью возместительной казни губителей земли и тех, кто оскверня­ют ее своими грехами. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю** К этим голосам присоединились старцы, которые, называя в своей хвале Господа Бога Вседержителем, прилагают еще и другой эпитет, **Который еси и был и грядешь.** - Сообразно с этим старцы далее указывают и на то, что за все злые дела и намерения нечестивых, за их нераскаянность и упорство падет на них карающий гнев Божий. Выражение же их: "**судить мертвых**" можно понимать как равносильное выражению: наступило время воскресения и суда - суда не только над умершими, но и над живущими, как над праведниками, так и над грешниками, губившими землю своими грехами и злоупотреблениями. [<10>]