[<10>] ====== Толкования на Откр. 12:3 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И другое знамение явилось на небе. Вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим** **И явися ино знамение на небеси**. Под небом, думаем, здесь разумеется воздух; змий //же чермный созданный// [[old:ps:103:26|(Пс. 103, 26)]] на то, чтоб, как написано у Иова, //был поруган Ангелами Божьими// [[old:iov:40:14|(Иов. 40, 14)]]. Чермен он, хотя и ниспал из Ангелов, или по предрасположенности к убийству и веселию о крови, или же по огневидности Ангельскаго существа. - **Семь глав** - это семь лукавейших сил его, противоположных действиям духовным, или семь духов, в Евангелии о которых Христос сказал, что они поселяются в человеке, имеющем сердце, выметенное и незанятое добрыми мыслями и делами [[new:lk;11:25|(Лук. 11, 25-26),]] или семь лукавств, о которых говорит Соломон, что находятся они в сердце врага, громким голосом лицемерно умоляющего ему повинующихся[[old:pr:26;25| (Пр. 26, 25)]]. - **Десять рогов** означают или десять грехов, противоположных десяти заповедям закона, или разделения царства, которые для него, радующегося о несогласиях и распрях, доставляют украшение. - **Семь венцов** на головах его, ибо побеждающие дьявольские действия приобретают победные венцы там, где трудами и усилиями получают победу. О сем блаженный Мефодий говорит так: «Великий, чермный, семиглавый и увлекший третью частью звезд змей, который стоял, строя козни и наблюдая с целью пожрать чадо болящей, есть дьявол». И потом: «Но не получает и обманывается он в уловлении, когда возрождаемые восхищаются на высоту». И немного далее: «Третьею частью звезд названы погрешившие относительно одного Лица Пресвятой Троицы. Пустыня, войдя в которую питается - есть церковь, свободная от зла и находящаяся вне повреждения. Тысячи же, говорит, обнимают совершенное и полное число». После сего по порядку рассуждает о венцах его. Подвизавшаяся сперва на дьявола и умертвившая семь глав Церковь потом получит и наследует семь венцов добродетели. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим** Красный дракон, ожидающий рождения младенца, чтобы пожрать его, есть дьявол, то есть ангел-отступник, который полагал, что погибель всех людей может быть достигнута равным образом через смерть [этого одного младенца]. Однако Тот, Кто рожден без семени, был ничего не должен смерти, поэтому-то [дракон] не мог пожрать его, то есть обречь на смерть. Действительно, он приступил искушать Его как человека, однако когда понял, что Он не тот, за кого он Его принимал, //отошел от Него//, – как свидетельствует [евангелист], – //до времени// ([[new:lk:04:13|Лк. 4:13]]). Относительно же того, что Иоанн сказал, что **дракон - красного** цвета, то есть ярко-красного, - так это плод дел его придал ему такой цвет. Ибо он был //человекоубийца от начала// ([[new:in:08:44|Ин. 8:44]]) и повсюду сдавил всякий род человечес­кий не столько долгом смерти, сколь­ко различными несчастьями. **Семь голов**, мы говорим, это семь римских царей, из которых [произойдет] и антихрист, как мы скажем далее. **Десять рогов** - десять царей в конце времен, и их мы полнее рассмотрим позже. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Тиконий ===== **И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим** Это дьявол. Ведь под **другим знамением**, о котором он сказал, обозначена враждебность самого дьявола, кото­рый распалил Ирода пламенем зависти, чтобы тот погубил Христа, о Котором тот знал как о новорожден­ном Царе иудеев и притворялся, будто почитает Того, Кого всеми силами стремился уничтожить. **Семь голов** - цари, а **рога** - царства. <...> ибо под **семью головами** и **семью диадэмами** он обозначил владычество всех царей. А в **десяти рогах** - число десяти гоните­лей, которые принесут беспокойство всей Церкви в последние времена. **//Фрагменты.//** ===== Экумений ===== **И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим** Так же и здесь следует сказать, что видение, намереваясь рассказать о вещах, связанных с антихристом, вводит иное начало, предшествующее упомяну­тому прежде (я говорю о рождестве Господа), относящееся к сатане - каким образом он пал с неба. <...> Книга говорит: **И другое знамение явилось на небе**, словно упрекая родона­чальника зла - сатану, в том, что, будучи небесным, из-за гордыни стал земным. Оно изображает его на небе, чтобы отступник увидел, с каких высот в какие глубины он ниспал. **Вот, большой красный дракон**. Апос­тол называет сатану **драконом**, потому что он изгибался. Ибо так говорит о нем Исайя: //дракона, змея изгибающегося// [[old:is:27:01|(Ис 27:1)]]. А **красным** он называет его из-за кровожадности и гнева. **С семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадэм**. И пророк увидел его многоголовым, почему и говорит Богу: //Ты раздавил голову дракона, и отдал его в пищу народам эфиопским// [[old:ps:073:14|(Пс 73:14)]]. Иоанн говорит, что он многоголов (а числом семь обозначают множество, о чем сказано неоднократно) из-за того, что сатана зачинает и замышляет против людей множество козней, с помощью которых порабощает их, ибо **диадэма** - это символ тирании. **Десять рогов** намекают на величайшую его силу. Потому что число десять - совершенно, а рог - это знамение силы. Ибо сказано: //А мой рог Он вознесет, как рог единорога// [[old:ps:091:11|(Пс 91:11)]]. Что рог - это сила, можно узнать, прочитав Книгу Иова. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим** См. Толкование на [[new:otkr:12:02#lopuxin_ap|Откр. 12:2]] [<10>]