[<10>] ====== Толкования на Откр. 12:4 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю** Под сим, думаем разумеется нечто двоякое: или первое его падение с неба, последним движением зависти (ибо первое было превозношение), увлекшее на землю преступивших с ним Ангелов, или, по сокрушении главы его, движение хвоста, отвлекающее от небесного мудрования и сопребывания нетвердых, которые по просвещению во Святом Крещении образно названы звездами. Так и Давид пророчествовал об Антиохе, что он имеет быть образом пришествия антихриста. **Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца** **И змий стояше пред женою**. - Ибо отступник всегда вооружается против церкви, усиленно домогаясь сделать возрождаемых своею пищею, а более, чрез церковь, воздвигая гонение на самого Христа, как главу ея, присвояющаго Себе, что принадлежит верным. Потому и говорит: //Савле, Савле, что Мя гониши?// [[new:act:09:04|(Деян. 9, 4).]] //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Мефодий Патарский ===== **Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца** Дракон великий, красный, многооб­разный, многовидный, седмиглавый, рогоносный, **увлекающий третью часть звезд**, подстерегающий, чтобы пожрать младенца рождающей жены, есть дьявол, строящий козни, подстерегающий, чтобы извратить предан­ный Христу ум просвещенных и возродившийся в них образ и подобие Слова. Но он не достигает цели и не уловляет добычи, так как возрожден­ные восхищаются на высоту к престо­лу Божию - то есть вверх к трону Бога и непоколебимому основанию истины возвышается ум обновленных, научив­шихся созерцать тамошнее и представлять тамошнее, дабы он не был обольщен драконом, пресмыкающим­ся долу. Ибо ему не позволяется губить тех, которые стремятся и взирают горе. **Звезды** же, которые он, касаясь их вершины концом **хвоста, совлекает на землю**, суть еретические секты. Ибо собрания иноверных надобно назвать темными, мрачными и низко вращаю­щимися звездами, потому что и они присваивают себе знание небесного и веру во Христа, пребывание души на небесах и близость к звездам, как бы чада света. Но они низлагаются, будучи увлекаемы кознями дракона, потому что не остаются внутри тройственного образа благочестия, уклоняясь от православного его богопочтения. Посему они и названы **третъею частью звезд**, как заблуждаю­щиеся касательно одного из числ Троицы. То касательно (лица) Отца, как Савелий, говоривший, что постра­дал сам Вседержитель. То касательно (лица) Сына, как Артема и те, кото­рые утверждали, что Он родился призрачно. То касательно (лица) Духа, как эбиониты, доказывающие, что пророки говорили по собственно­му побуждению. О Маркионе же и Валентине, и последователях Элкасая и других лучше и не упоминать. //**Пир десяти дев.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю** **Хвост** - это враждебные пророки, то есть еретики, которые через повторное крещение повергли на землю звезды неба, соединившиеся с ними: они - //под ногами жены//. Многие люди считают, что это те, кого дьявол сделал товарищами, сочувствующими ему. Это многие ангелы, низвергнутые вместе с ним, когда он упал. , Изложение Откровения. ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю** Когда Иоанн говорит, что **хвост дракона увлек с неба третью часть звезд**, то это понимается двояко. Многие полагают это так, что он мог увлечь третью часть верующих. Но более верно следует понимать, что речь идет о третьей части ангелов, которые были подчинены ему, поскольку он уже до того был их предводителем, когда ниспал со своего положения (ср. [[new:iud:01:06|Иуд. 1:6]]). //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Квотвультдей Карфагенский ===== **Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца** Через самый священный знак креста святая матерь Церковь восприняла нас во чреве, которых, как и наших братьев, с великой радостью духовно произведет на свет. Между тем как новое будущее потомство такой матери (пока она возвращает возрожденных к истинному свету через святое крещение) - тех, кого носит, - она питает в чреве надлежащей пищей и, исполненная радости, приводит радующихся ко дню их рождения. Однако данное положение не относится к Еве, которая в печали и стенаниях рожает сыновей, но не радующихся, а, скорее, плачущих. Мать Церковь разъединила то, что Ева соединила, - чтобы потомство, которое за свое непослушание Ева наградила смертью, мать Церковь за послушание вернула к жизни. Все таинства, которые имеют место и исполняются у нас служением рабов Божиих: экзорцизмы, молитвы и духовные песнопения, дуновения, власяница, склонение шеи, смиренная поступь, - все это, как я сказал, является пищей, освежающей нас во чреве, чтобы мать нас радостных, обновленных крещением, представила Христу. Вы получили и символ - защиту рожающей вас от яда змеи. В Апокалипсисе апостолом Иоанном написано это, что **стал дракон перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца**. Что **дракон** есть дьявол - никто из нас не сомневается; как и в том, что эта девственная жена обозначает Марию, Которая, будучи чистой, родила нашу чистую Главу. Она также указала в себе образ святой Церкви: как Дева, рождающая Сына, осталась непорочной, так и Церковь рождает своих членов во всякое время и не лишается девственности. //**О символе веры.**// ===== Тиконий ===== **Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца** **Хвост** - враждебные пророки, кото­рые **звезды небесные**, то есть простых людей, примкнувших к ним, **на землю** низвергли. А говоря о **третьей части звезд**, Иоанн показывает иудеев и их князей, которые, отвергнув Христа, нечестивым гласом восклицали, что не Христа хотят над собой, но кесаря, и потому казнили [Его]. //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== **Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.** Ибо сатана низ­верг большую часть ангелов, убедив их отступить от Бога, и соделал небесных перстными и светлых, как звезды, соделал тьмой. **Хвостом**, то есть как бы последними и задними прегрешениями. Ибо сам, прежде безумие и отступничество замыслив и в гордыне помышления вскормив его довольно, тем самым привел и осталь­ных к погибели. **Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца**. Речь идет о событиях жизни Госпо­да. Поскольку должен родиться Тот, Кто разрушит господство его, сатана внимательно наблюдает, чтобы, когда Дева родит, погубить Ребенка. Не потому ли он не был беззабот­ным, но побудил Ирода убить мла­денцев мужского пола? Исайя благовествует нам: //ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским// [[old:is:08:04|(Ис 8:4)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца** См. Толкование на [[new:otkr:12:02#lopuxin_ap|Откр. 12:2]] [<10>]