[<10>] ====== Толкования на Откр. 12:13 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 13-14 **Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змея, и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени** Когда диавол, боровшийся со Христом, после Крещения был побежден, и вооружившийся на Святых Апостолов был посрамлен, уразумев, что чрез смерть они получили жизнь, и когда был осужден жить на земле, вращаться на ней подобно змию и питаться ею, т. е. земными мудрованиями и помышлениями, тогда снова начал преследовать Церковь, неослабленную удовольствиями и рождавшую мужеский пол, - людей Божиих. Но с первых времен ей даны любовь к Богу и ближнему, охраняющий и содействующий промысл ради нас Распятаго и два, означаемые крыльями орла, Завета, дабы перенесясь ими на высоту в пустыню, она воспиталась в жительстве чуждом всякого удовольствия. И так всегда, особенно же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время - три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной - горах, пропастях и пещерах. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Примасий ===== **Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола** Как мы сказали выше, дьявол несет в себе безысходную ненависть к Церк­ви, ибо чем чувствительнее его поражение и изгнание, тем настойчи­вее он продолжает множить свои козни. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола** Когда увидел дракон, в каких дурных обстоятельствах он оказался и что исторгнут он из ангельской славы, то люто возненавидел он людей и Жену, Которая родила Спасителя их, и стал преследовать, чтобы убить Ее. **Преследовал жену**, потому что знал, что Рожденный от Нее слишком велик, чтобы быть плененным. Он завидовал людям, что они спасены Господом, поскольку, в то время как он сам, не имея возможности обратной перемены, был извержен с небес, люди с помощью добродетели возносятся от земли к небесам. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змея, и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени** Описавши небесное поражение дракона-диавола и небесную радость по поводу этого события, Иоанн (13 ст.) снова возвращается к бегству жены (6 ст.) и дополняет его описание некоторыми новыми чертами. Жена спасается в пустыню при посредстве двух крыльев великого орла. Эти крылья, нужные жене для быстрого бегства от дракона, так же имеют символическое значение, как и сама жена. Господь Бог берет (ср. [[old:ish:19:04|Исх 19:4;]] [[old:vtor:32;11|Втор 32:11]]) под Свое покровительство Свою Церковь и дает ей **два крыла** Своего всемогущества и благости. Христианская Церковь, пользуясь ветхозаветным законом и новозаветною благодатью, может достигать совершенства своих членов. И в пустыне мира среди жизненных условий, даже во времена антихриста, христиане могут и должны удаляться от соблазнов мира и стремиться к небесному. Значит, Церковь (христиане) убегает в пустыню в свое место не столько для того, чтобы обезопасить себя от преследования дракона, сколько для того, чтобы питаться в продолжение 3 1/2 лет, жить возвышенною жизнью, пользуясь учением и таинствами, данными от Господа Бога. Срок 3 1/2 года (ср. [[old:dan:07:25|Дан 7:25;]] [[old:dan:12:07|12:7]]) ближе всего относится к последнему времени антихриста, времени проповеднической деятельности двух свидетелей ([[new:otkr:11:03|XI:3]]), хотя бегство жены в пустыню обозначает ее постоянное отношение к жизненным земным условиям. Так можно рассуждать потому, что антихристианское время 3 1/2 года должно быть принимаемо как типичное, когда особенно будет заметно то, что в большем размере совершается всегда. [<10>]