[<10>] ====== Толкования на Откр. 12:14 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени** См. Толкование на [[new:otkr:12:13#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 12:13]] ===== Свт. Епифаний Кипрский ===== **И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени** Когда Спаситель был на Кресте, то, как говорит нам Евангелие от Иоанна, Господь обратился и сказал: //увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!// ([[new:in:19:26|Ин 19:26]]-27). Если бы Мария имела детей, и ее муж был бы жив, зачем бы Он поручил Марию Иоанну и Иоанна Марии? Почему было б не поручить Ее Петру или Андрею, Матфею, Варфоломею? Но ясно, что Он поручил Ее Иоанну из-за девства, ибо Он сказал: //Се, Матерь твоя//, хотя природно Она и не была Матерью Иоанна. Он говорит это, чтобы показать, что, как родоначальница девства, Она была Его Матерью, поскольку от Нее была Жизнь. Ибо, если бы Она действительно не была Матерью, родившей Его, Он бы не позаботился, чтобы поручить Приснодеву Иоанну -[Она] Его Матерь из-за воплощения, Которая в честь Его была сосудом непорочным и чудесным. Но Евангелие говорит: //И с этого времени ученик сей взял Ее к себе// [[new:in:19:27|(Ин 19:27)]]. Но если бы у Нее был муж и дом, и дети, Она должна была бы вернуться в свой дом, а не пойти в какой-то другой. В самом деле, когда все это было совершено и Иоанн взял Ее к себе, Она даже и не жила с ним. Если кто-то думает, что я ошибаюсь, более того, пусть поищут во всех Писаниях и не найдут там ничего ни о смерти Марии, ни того, умерла ли Она вообще, была или не была Она погребена, хотя про Иоанна ясно сказано, что он проповедовал в Асии. Однако нигде он не говорит, что взял Святую Деву с собой. Писание просто хранит молчание по причине великого чуда, чтобы не приводить умы людей в столь великий трепет. Ибо я не решаюсь сказать - хотя у меня и есть предположение, я храню молчание. Может быть, подобно тому как Ее смерть [в Писаниях] не обнаруживается, так я мог бы найти какие-то следы Святой и Блаженной Девы. В одном отрывке Симеон говорит о Ней: //и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец// [[new:lk:02:35|(Лк 2:35)]]. А в другом месте в Откровении Иоанна сказано: **Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени**. Скорее всего, это может быть приложено к Ней; не могу решить точно, и я не говорю, что Она осталась бессмертной. Но я и не утверждаю, что Она умерла. Ибо Писание идет дальше человеческого понимания и оставляет это в тайне в отношении драгоценного и избранного сосуда, чтобы никто не подозревал у Нее плотского поведения. Я не знаю, умерла ли Она; но даже если Она и была погребена, у Нее никогда не было плотских отношений - прочь такая мысль! //**Панарион.**// ===== Сщмч. Мефодий Патарский ===== **И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени** Итак, пришедши в эту бесплодную для зол пустыню, Церковь питается здесь, возносясь до небес на крыльях дев­ства, которые Слово назвало //крыльями большого орла// [[old:iez:17:03|(Иез 17:3)]], победив змея и отогнав от своего полнолуния неблагоприятные облака. Для того, между прочим, и предложены все эти речи, чтобы научить вас, прекрасные девы, посильно подражать матери и не смущаться скорбями, превратнос­тями и бедствиями жизни, дабы вам вместе с нею смело войти в брачный чертог с горящими светильниками. Итак, не страшитесь козней и клевет этого зверя, но бодро приго­товляйтесь к борьбе, вооружившись спасительным шлемом и бронею и препоясанием. <...> Посему, имея мужественный и бодрый дух, воору­житесь против гордого зверя. Отнюдь не отступайте, смущаясь его дерзостью: за то вы получите вели­кую славу, если, одержав победу, отнимете находящиеся на нем семь венцов, за которые нам и предстоит состязание и борьба, по учению Павла. Ибо та, которая наперед преодолеет дьявола и умертвит семь голов, сделается обладательницею семи венцов добродетели, совер­шив великие подвиги девства. Так голова дракона есть невоздер­жание и роскошь; сокрушивший ее украсится венцом целомудрия. Его же голова - страх и уныние; поправший ее получит венец мученичества. Его же голова - неверие и безумие, и прочие подобные виды нечестия; поразивший и умертвивший их удостоится за это почестей, многооб­разно сокрушив силу дракона. А десять рогов и рожнов, которые он носит на головах, как сказано, суть десять сопротивлений десятословию, прекрасные девы, которыми он обыкновенно поражает и низвергает души многих, замышляя и изобретая противное заповеди: //люби Господа// <...> //твоего// [[old:vtor:06:05|(Втор 6:5)]] и прочим заповедям. Вот его рог пламенный и исполненный горечи - блуд, которым он низвергает невоздержных; вот прелюбодеяние, вот ложь, вот сребролюбие, вот воровство и другие близкие и сродные им пороки, которые свирепствуют, выросши на человекоубийственных головах его. Вы же, исторгнув их при помощи Христа, возложите на ваши божественные головы цветущие венцы в награду за победу над драконом. Ибо наша обязан­ность - предпочитать высшее и ставить его выше земного, сохраняя ум самостоя­тельным и самовластным, вне всякой необходимости, при свободном избра­нии благоугодного, не раболепствуя судьбе и случаям. Так, человек не может быть господином самого себя и доброде­тельным, если он не будет соображаться с человеческим примером Христа и жить, изображая себя по Его первообра­зу и подражая Ему. //**Пир десяти дев.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени** Церковь, опираясь на два Завета, избегая отравы беспокойного века сего, ежедневно стремится привязанностью ума в уединение тихого рассудительного духа и радостно воспевает: //Далеко удалилась бы я, и оставалась бы в пустыне// [[old:ps:054:08|(Пс 54:8)]]. Ничему не противоречит и то, что она просит о крыльях, как у голубя, но получает здесь крылья орла. Мы понимаем, что в первом тексте речь идет о Церкви, чья юность обновится, словно юность орла, благодаря дару Святого Духа, во втором - по высоте ее полета и возвышенности взора, которым она чистым сердцем видит Бога. **В продолжение времени, времен и полвремени**. Здесь имеется в виду полнота времени Церкви, в которое включается число дней, упомянутых выше. **Время** значит год, **времена** - два года, **полвремен** - полгода. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== **И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени** Церковь, словно два крыла, употреб­ляет два Завета. Будучи научена ими и наставлена в их заповедях, она стара­ется избегать ловушек врага. И дьявола она побеждает, укрепившись примерами из них. Кроме того, Церковь руководствуется двойной любовью - к Богу и к ближнему. Место уединения ее - это место нашего мир­ского странствия, поскольку //водворяясь в теле, мы устранены от Господа// [[new:2kor:05:06|(2 Кор 5:6)]], что в большей степени свой­ственно для сердца, которое уходит из мира, не в смысле оставления места, а в смысле оставления привязанности. Поэтому пророк говорит: //Вот удалил­ся, бегая, и водворился в пустыне, чая спасающего меня// ([[old:ps:054:08|Пс 54:8]]-9). Характер­но, что здесь Иоанн привел образ крыльев орла, потому что о нем известно, что он может преодолеть большее расстояние по воздуху, чем прочие птицы, однако ради увиден­ной внизу добычи, движимый есте­ственной нуждой, сразу спускается к самой земле. Так и Церковь: в своих духовных членах она умом ищет и соприкасается с высоким, но, обреме­ненная тяжестью тела, она подчиняет­ся требованиям естественных нужд, из-за чего //стенает и мучится доныне// [[new:rim:08:22|(Рим 8:22)]], //потому что тварь покори­лась суете, не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде// [[new:rim:08:20|(Рим 8:20)]]. И еще: //Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас// [[new:2kor:05:13|(2 Кор 5:13)]]. <...> Период в три года и шесть месяцев здесь снова обозначает время, в течение которого вплоть до конца мира Церковь Христа возрастает, избегая служения идолам и всякого змеиного прегрешения. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени** Но **жена** не попала во власть сатаны, а убежала в пустыню. В соответствии с тем, что сказано прежде [о Деве Марии], это Египет. Потому пророк вопрошает о //крыльях как у голубя, чтобы далеко удалиться и оставаться в пустыне// ([[old:ps:054:07|Пс 54:7]]-8). Всесвятой Деве были даны более сильные крылья, **крылья великого орла**. А **крыльями орла** Иоанн называет явление божественного ангела, который побуждает Иосифа взять Младенца и Мать Его и бежать в Египет. Посредством этого явления, словно на крыльях орла, они отправились в Египет. Дракон, не добившись успеха в одном предприятии, которое он совершил через Ирода, организовал иное против Девы - убийство Ее Сына. И наконец, по порядку рассказывается о кресте Господа и смерти. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени** См. Толкование на [[new:otkr:12:13#lopuxin_ap|Откр. 12:13]] [<10>]