[<10>] ====== Толкования на Откр. 13:18 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть** Тщательное испытание числа (печати), а также и всего остального, о нем написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения. Но если б была необходимость знать, какое у него имя, то, как сказали некоторые учители, видевший открыл бы его; Божественная же благодать не соизволила, чтоб в Божественной книге было написано пагубное сие имя. По мнению Ипполита и других, при исследовании слова, можно найти множество имен, соответствующих этому числу, и собственных и нарицательных. Собственные, напр.: Лампетис, Титан, Латинник, равно - Венедикт, что означает благословенный, быть может, в подражание воистину благословенному Христу, Богу нашему; нарицательные же: «худой руководитель», «древний завистник», «истинно вредный», «неправедный агнец». Таковыми именами противоставшие обольщению назовут того, который полагает славу свою в стыде. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть** И хотя он придет под другим именем, Святой Дух говорит: **число его шестьсот шестьдесят шесть**. Это число нужно понимать в соответствии с греческими буквами. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть** Потому в грядущем звере будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоот­ступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную. И кстати, его имя будет иметь число 666, потому что он восстанавливает в себе самом все смешение зла, бывшее пред потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы истребить восстание земли за нечестивое поколение, бывшее во время Ноя. И он (антихрист) восста­новит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков, и сожжение праведных. Ибо, воздвигнутое Навуходоносором изображение имело в вышину 60 локтей, а в шири­ну шесть локтей, и из-за него Анания, Азария и Мисаил, не поклонявшиеся ему, были брошены в огненную печь, чрез свое приключение пророчески показывая грядущее в конце сожжение праведных. Ибо все то изображение было предзнаменова­нием пришествия [антихриста] и указывало, что ему одному должны поклоняться все люди. Итак, 600 лет Ноя, при котором был потоп по причине богоотступниче­ства, и число локтей изображения, из-за которого праведные были брошены в горящую печь, означают число имени того, в кого восстанавливается все шеститысячелетнее отступниче­ство, неправда, нечестие и лжепроро­чество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный. ---- Вернее и безопаснее ожидать испол­нения пророчества, нежели предпола­гать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останет­ся нерешенным. Ибо если оказывает­ся много имен, заключающих в себе это число, то, спрашивается, какое же из них будет носить имеющий прийти антихрист? Это я говорю не по недостатку имен, содержащих число имени его, но по страху Божию и ревности к истине, ибо имя «Еванфас» (Ευανθας) содержит искомое число, но я о нем ничего не утверж­даю. И имя «Латинос» (Λατεινος) имеет число 666, и весьма вероятно, что последнее царство носит это название, ибо ныне латиняне царству­ют, но я не хочу этим хвалиться. Но из всех нами находимых имен «Титан» (Τειταν), если написать первый слог посредством двух гречес­ких гласных (ε и ι), наиболее вероят­но, ибо оно содержит вышеозначен­ное число и состоит из шести букв, в каждом слоге по три буквы; оно древнее и неупотребительно, потому что никто из наших царей не назывался Титаном и ни один из идолов, открыто почитаемых у греков и варваров, не имеет такого имени; но у многих оно почитается за божествен­ное, так что и солнце называется у нынешних властителей Титаном. И оно содержит некоторый намек на мщение и мстителя, так как он (анти­христ) представляется так, будто бы он мстит за угнетенных. Кроме того, оно имя древнее, достойное доверия, с царским достоинством, принадлежа­щее тирану. Посему, если имя «Титан» имеет в свою пользу так много основа­ний, то очень много вероятности заключать, что грядущий антихрист, может быть, будет называться Тита­ном. Я, однако, не решусь утверди­тельно объявлять это за имя антихри­ста, зная, что, если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещенным его имени, оно было бы объявлено тем самым, кто и видел откровение. Ибо откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец цар­ствования Домициана. //**Против ересей.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть** Еще одно истолкование: кому неизвестно, что число шесть означает совершенство творения, ибо за шесть дней был сотворен мир? Или что это число - простое или же умноженное на десять или на сто - означает шестикратный и стократный плод этого совершенства. //В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых// [[old:3ts:10:14|(3 Цар 10:14)]]. Приношений, которые по праву должны приноситься царю истинному, будет требовать для себя этот тиран и соблазнитель. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== Сказано: **здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое**. Поэтому исчислим число, которое следует понять, так чтобы в числе познать имя и указание. Он говорит: **число его шестьсот шестьдесят шесть**. Его мы вычислим по-гречески, учитывая то, что автор, когда писал в Азию, выразился в соответствии с особенностями из языка: //Я есмь Альфа и Омега// ([[new:otkr:01:08|Откр 1:8]]; [[new:otkr:01:10|1:10]]; [[new:otkr:21:06|21:6]]; [[new:otkr:22:13|22:13]]). Предварив это, насколько смог, описа­нием ухищрений враждебной стороны, с помощью которых дьявол стремится завладеть незаслуженной честью Божества, для чего представляет антихриста, противящегося божествен­ной чести, он обращает внимание на свойства зверя, которые надлежит постигнуть через знак или через число его имени, то есть анализируя замыслы и деяния лукавейшего зверя. Есть имя «Антемос» (Αντεμος), каковое, если исчислить его по буквам, которыми греки обозначают числа, даст, разумеется, 666: α (=1), ν (=50), τ (=300), ε (=5), μ (=40), ο (=70), ς (=200). Его можно перевести как //противник чести//, и если он называется противником той чести, которая подобает одному Богу, то по этой причине именуется негодным, беспоря­дочным и неприличным: ибо ему подобает не честь, а анафема. Итак, имя - через число, и из имени высчитывается число, а с помощью толкования его имени познается характер его заслуг. Есть другое имя, буквы которого при сложении дают тоже число, и которое может быть разумно предло­жено. Речь идет об имени «Арнуме» (Αρνουμε), которое также дает 666: α (=1), ρ (=100), ν (=50), ο (=70), υ (=400), μ (=40), ε (=5). Перевод этого: //я отрицаю//. Неудивительно, что антихрист достоин этого имени, то есть имени //отрицание//, если Христу соответствует имя //доверие//, как Он Сам указывает, когда говорит: //Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал// [[new:in:06:29|(Ин 6:29)]], а также: //веруйте в Бога, и в Меня веруйте// [[new:in:14:01|(Ин 14:1)]]. Итак, скажешь ли ты Αντεμος, то есть //противник чести//, или Αρνουμε, то есть //отрицаю//, - и то и другое справедливо можно будет отнести к антихристу, чтобы через две части речи, а именно через существитель­ное и глагол, понять и характер личности, и жестокость действия. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть** **Здесь мудрость**. Пускай кто-либо внимательно исследует имя зверя и с помощью вычисления найдет его. Апостол ведь не говорит, что вычисление странно и необычно или что именование таинственно и неоднозначно, но что способ образования числа, с помощью которого получилось шестьсот шестьдесят шесть, часто используется и известен людям. Это число, конечно, означает много других имен - и личных имен, и прозвищ, но оно обозначает также и вот что. К личным именам относятся «Лампеций», «Бенедикт», «Титан». «Титан» пишется через йоту (Τιταν), но может быть написан и через дифтонг (Τειταν). Если Τειταν происходит от слова τεισις (натяжение), глагола τεινω (натягиваю), с будущим временем τενω, то правильно писать его с дифтонгом. Схожие примеры: φθειρω (уничтожаю) от φθερω и σπειρω (сею) от σπερω. К подходящим прозвищам относится «победитель» (ο νικητης). Ибо, может быть, он сам себя так назвал, когда сражаясь против трех рогов или царей, исторгнул их с корнем. Смотри, что говорит о них Даниил в восьмом своем видении: //Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно// [[old:dan:07:08|(Дан 7:8)]]. Есть и другие прозвища: «буйный» (ο επισαλος), «злой вождь» (κακος οδεγος), «истинный губитель» (αληθης βλαβερος), «порочный агнец» (αμνος αδικος). Возможно, он был назван этими именами из-за тех, кто противоположен ему. Он не только не устыдится от того, что так именуется, но и возрадуется этим прозвищам, поскольку и сам себя не совестится называть так. Упрекая столь порочные и богомерзкие наклонности, мудрый Апостол говорит: //Слава их - в сраме// [[new:fil:03:19|(Флп 3:19)]]. Следовательно, поскольку найдено множество имен, желающему предоставляется свобода использовать по отношению к проклятому наиболее подходящее. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть** Это и трудно и легко. Трудно потому, что требуется нравственное совершенство, легко же потому, что, с одной стороны, сами обстоятельства того времени [Ebrard, Hoffman] будут способствовать этому, с другой стороны, и число зверя, которое нужно счесть, есть число человека, т.е. число [Hengstenberg], составляющее имя человека, в обычном употреблении и значении человеческого имени. Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666. - Не иным чем, как всевозможными натяжками, были все же мнения, которые в антихристе думали видеть напр. Магомета, патр. Никона, Наполеона и других исторических личностей. История в ее прошлом еще не дала нам антихриста-зверя, и потому не может быть указано в прошлом и его имя или число его имени. Но нельзя числу 666 придавать и исключительно символическое значение. При решении вопроса о числе зверя нужно обратить особенное внимание на то, что в тексте нарочито повторено число зверя равносильно числу его имени. А если так, то нет никакого основания обращать исключительное внимание только на число, а не число и имя. Нужно, отожествляя имя зверя и число его имени, относить их к антихристу, как его личное имя. Во всяком случае то истинное имя антихриста, которое дает сумму 666, вместе с другими признаками будет принадлежать его исторической личности, как она изображена по пророчеству Ев. Иоанна, Ап. Павла и прор. Даниила. Иоанн не назвал этого имени теперь, но не потому, что хотел чрез то создать загадку, но потому, что знание этого имени теперь и ненужно, ибо бесполезно. Оно будет нужно и полезно только лишь в последнее время, когда появится тот человек, который и будет носить это имя. Сообразно с словами Иисуса Христа: "иной придет во имя свое" [[new:in:05:43|(Ин 5:43)]] антихрист будет известною человеческою личностью и подобно ему будет носить собственное личное имя [Св. Ипполит, Андрей Кес., Св. Ириней]. Личное имя антихриста намеренно скрыто по воле Божией с особенными премудрыми целями, и только будущие времена откроют имя этого чрезвычайного противника Иисуса Христа и св. Церкви. В исполнении желания узнать имя антихриста нужно начинать не с его имени, но с других его признаков, указанных в Свящ. Писании, и имя антихриста, дающее число 666, нужно придать только тому (антихристу) лицу, к которому будут приложимы все другие признаки. **//Толковая Библия.//** [<10>]