[<10>] ====== Толкования на Откр. 14:1 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах** Под **Агнцем**, без сомнения, разумеется Христос, Который стоит не на древней горе Сiонской, а в новом граде Бога Живаго. - **Сто сорок четыре тысячи** означают или многоплодие Апостольского семени, из коих в каждом благодать соделала двенадцать раз тысячу, т. е. совершенный плод веры спасаемых, или же новозаветных девственников, как по внутреннему, так и внешнему человеку, ибо в древности подвиг девства встречается только среди немногих. Посему сии тысячи должно считать особыми от показанных ранее и поименно совокупленных из всех колен Израильских, но о девстве которых не засвидетельствовано. Лица всех их запечатлены светом Божественного лица, по причине чего кажутся страшными для погибельных ангелов. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== Ст. 1, 4-5 **И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим** Иоанн говорит об этом воскресении: **и видел Агнца стоящего и с ним сто сорок четыре тысячи**, то есть стоящих со Христом, а именно тех, которые собираются в последние времена уверовать через пророчество Илии, о коих Дух свидетельствует, что они не только телом девственны, но и языком. Поэтому выше и сказано, что двадцать четыре старца говорили: //благодарим Тебя, Господи Боже, что Ты воцарился и рассвирепели язычники// ([[new:otkr:11:17|Откр. 11:17]][[new:otkr:11:18|-18]]). //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах** Господь Иисус Христос хранил Свою Церковь, изнемогающую под бременем гонений, примером добродетели и защиты. Хоть [Иоанном] и было показано тело, поверженное в смятение силой дракона и несущее на себе его начертание, не бойся все же, что тело Агнца уступит ярости зверя. Поэтому здесь показана и Церковь ликующая, в обыкновенных для нее сиянии и числе. Обрати внимание, что //зверь стоит на песке морском// [[new:otkr:13:01|(Откр 13:1)]], тогда как Агнец - **на горе Сион. И с Ним сто сорок четыре тысячи**. Это конечное число должно пониматься как число беско­нечное, и значением сокрытого таинства множество испытанных девственников, что любят Бога всем сердцем, всею душею и всем разумом, посвящены Ему чистотою тела, состоящего из четырех качеств. Ведь трижды три - девять, четырежды четыре - шестнадцать. Девятью же шестнадцать дополняют сто сорок четыре, чтобы у Иоанна, увидевшего, как некоторые еще в плотской жизни по праву встали на горе Сион вместе с Агнцем, окруженным столь совершен­ным собранием, и об остальных членах Церкви не оставалось никако­го сомнения. Их имущество - это имя Его и **имя Его Отца, написанные на челах их**. Иоанн показывает, что это - подражание отметине тела зверя на лбу, говоря, что имена Бога и Христа начертаны на челах Церкви. //**Изложение Откровения.**// ===== Экумений ===== **И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах** В Евангелиях записано, что Господь обращается к беззаконному иудейскому народу: //Се, оставляется дом ваш пуст// [[new:mf:23:38|(Мф 23:38)]]. Ибо после безумия креста они уже не были достойны присутствия Бога. Как же теперь Господь показан в видении стоящим на горе Сион, словно бы он [Израиль] раскаялся? Что их город и храм, и население были оставлены совершенно разоренными, то ясно показали римляне, которые спалили храм, сожгли города, разорили всю их землю, а саму столицу поработили. Но то, что Господь теперь изображен взошедшим на гору Сион, указывает на возвращение Израиля через веру в последние времена и на то, что Господь сделает их Своим владением и приведет к Себе. Ибо это было возвещено через Исайю, который говорит: //Придет из Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова, говорит Господь// [[old:is:59:20|(Ис 59:20)]]. Соглашаясь между собой, пророк и апостол совпадают с Исайей. Один поет: //Положишь им хребет, в избытках твоих уготовишь лицо их// [[old:ps:020:13|(Пс 20:13)]]. Другой пишет: //Когда войдет полное число язычников; тогда весь Израиль спасется// ([[new:rim:11:25|Рим 11:25]]-26) <...> Ранее Иоанн сказал, что уверовавших из Израиля было **сто сорок четыре тысячи** - по двенадцать тысяч от каждого колена. Разве и теперь он говорит о них? Не думаю! Он ведь называет их, не употребляя артикля, ибо сказал не те **сто сорок четыре тысячи**, а только **сто сорок четыре тысячи**. Кроме того, он свидетельствует, что они сохранили девственность. Ибо девственность вовсе не была предметом особых устремлений в Израиле, так же как позднее она не заботила христиан из язычников. Поэтому под теми, о ком здесь говорится, следует мыслить смесь из израильтян и язычников, и даже по большей части из язычников. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих** Чтобы более пролить утешения в сердца истинных христиан, Иоанн видит и описывает новое, не земное, но небесное отрадное явление. Взор христиан возводится к небу, к Бож. престолу и сонмам небожителей, окружающих его. На горе Сионе, который есть небесный храм, где Господь обитает среди Ангелов и прославленных людей, Иоанн видит Агнца и с Ним 144 тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах. Кто эти 144 тысячи? Они не те, которые упомянуты в [[new:otkr:07:09|VII:9-17.]] Они другие. Они первее всего суть христиане прославленные, ибо являются не на земле, а на небе и вместе с Агнцем. На их челах написано имя Агнца и имя Его Отца, как награда за предшествовавшие подвиги земной жизни. Их земная жизнь, их христианские подвиги, их неуклонное последование и подражание Иисусу Христу - Агнцу непорочному так проникли все их существо, что как бы отражались на их челах и говорили о их принадлежности к Богу и Агнцу, а потому о заслуженности их блаженства. [<10>]