[<10>] ====== Толкования на Откр. 14:9 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 9-10 **И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его, и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред Святыми Ангелами и пред Агнцем** Если, говорит, кто повинится зверообразному антихристу, и будет держаться его нечестивой жизни, и словом или делом провозгласит его богом, на что указывает делаемое на челе и руке начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений, растворенную, по праведному суду, и разбавленную не щедротами, но многообразными наказаниями. - //Вином ярости// называется наказание, которое есть следствие вина нечестия, опьяняющего пьющего: ибо кто чем согрешит, тем тот и наказывается. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Примасий ===== Ст. 9-10 **И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем** Некоторые еретики отложились от нас из-за дурной веры, имея в то же время упадок нравов, другие отклонились от традиций наших; но были и такие, которым было определено погибнуть и из-за веры, и из-за нравов. Здесь охватываются вкупе все живущие, что принимают начертание зверя на свои чело и руку. **Чаша гнева** здесь должна пониматься не только как чаша того гнева, о котором говорит Господь: //гнев Божий пребывает на нем// [[new:in:03:36|(Ин 3:36)]], указывая на особый грех, - но так же, как та чаша, о которой Он говорит упорствующим иудеям: //умрете во грехе вашем// [[new:in:08:21|(Ин 8:21)]], указывая на возраста­ющую меру достойных осуждения поступков <...> Он говорит, что они будут мучимы в присутствии Агнца, за осуждение Которого они страдают, Которого они надменно презирали и над Чьими членами они незаконно возжелали господствовать. А также и перед ангелами Его, которые знают по откровению Бога, что эти люди несут справедливое наказание. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== Ст. 9-10 **И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем** Третий ангел запрещает людям поклоняться зверю и брать его печать. Ибо в высшей степени нечестиво поклоняться, как Богу, чему-либо иному, кроме Бога настоящего и истинного. **Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его**. Эту чашу и это вино вспоминает божественный Давид, говоря: //Ибо чаша в руке Господа вина цельного, полная напитка, и Он изливает из нее туда и сюда; однако осадок его не истощится - будут пить его все грешники земли// [[old:ps:074:09|(Пс 74:9)]]. Он называет гнев Божий **вином**, используя эту метафору не из-за веселья, а из-за помрачения и помешательства, которым мучимы те, кто испытывает на себе гнев Божий. **Цельное, приготовленное** - то есть совсем приготовленное. Поскольку, когда гнев Божий смешивается с человеколюбием и благостью, он окончательно приготовлен. Ибо неодинакова мера гнева и благости, но человеколюбие во много раз превосходит. Поскольку если бы праведный гнев и благость были равны, то не устояло бы ничто живое. Понимая это, сказал пророк: //Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, -Господи! кто устоит?// [[old:ps:129:03|(Пс 129:3)]]. На то, что благость в чаше Божьей многократно превосходит праведный гнев, тот же самый пророк намекнул в словах: //Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш// [[old:ps:114:05|(Пс 114:5)]]. Он установил праведность Его посередине, чтобы она была стеснена соседствующей милостью и не могла бы поступать так, как ей свойственно. А праведности свойственно воздавать каждому по заслугам. Упомянув однажды вино и тем самым сказав о гневе, Иоанн остановился на этом образе и назвал **чашей** то, что было дано грешникам из руки Божьей. //**Комментарий на Откровение.**// [<10>]