[<10>] ====== Толкования на Откр. 14:20 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий** Итак, вне города праведных попрано будет точило, ибо, по слову Пророка, //не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных// [[old:ps:124:03|(Пс. 124, 3)]] и обитание их, как и образ жизни, не будет смешано. - **Кровью**, проливаемою от попрания осужденных, называется праведный, неизменный и нелицеприятный суд Божий; **кровь же грозда** есть вино. Наполненное нерастворенным вином точило означает, что, по причине гнева Божия, наказание, воздаваемое его достойным, достигает даже до узд их, как неистовых коней, ибо в удовольствиях и законопреступлениях они не знали границ. - По причине полного их нечестия оно проходит чрез тысячу шестьсот шесть стадий. Ибо тысяча есть число совершеннейшее; в шестисотом же году жизни Ноя, знаем мы, грех потоплен водами, а шесть потому, что нечестивыми начинаниями оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть есть знамение числа дней творения, в которые устроен мир. Поистине вне небесного града Иерусалима место мучения, а также и тех, которые его заслужили. А что их кровь достигает даже до конских узд на тысячу шестьсот стадий, так сие образно означает, быть может, наказующих Ангелов, которые не редко в Священном Писании называются конями. Стоны ими мучимых достигают до узд, коими у Святых сил считается Божественное определение, управляющее ими при выполнении повеленнаго. У Аввакума., напр., говорится: //всядеши на кони твоя// [[old:avm:03:08|(Аввак. 3, 8)]] и в Песни Песней: //конем Моим в колесницах Фараоновых уподобих тя// [[old:pp:01:08|(1, 8)]]. - Сие можно разуметь и иначе. Поелику вдавшиеся в наслаждения сделались неистовыми конями, то за узду они взяты будут мучениями, т. е. муками будут удержаны, ибо не знали обуздания в удовольствиях. - Чрез тысячу же шестьсот шесть стадий уразумеваем, что, по причине преисполненного зла и мерзости в делах, величайшая пропасть отделяет праведников от грешников. Десяток сотен означает множество зла; шестерица их - усердное делание греха чрез злоупотребление тварью, в шесть дней созданною, и в шестисотое лето Ноево потоплена была вся земля. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Экумений ===== **И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий** Иоанн назвал наказание **точилом**, уместно воспользовавшись образом виноградных гроздьев и сбора уро­жая. **И истоптаны ягоды в точиле за городом**. Ибо наказуемые не имели права получить воздаяние за злые дела в Небесном Иерусалиме, угото­ванном святым, и нарушить радость святых, которые будут сострадать тем, кто переносит справедливое наказа­ние. Не говоря уж о том, что, по словам патриарха Авраама, с которы­ми он обращался к богачу, великая пропасть разделяет праведников и нечестивцев. **И потекла кровь из точила**. Хорошо он сказал: **кровь**, показывая, что слово гроздья он употребил метафорически, поскольку растоптанные и растерзан­ные так, что кровь их потекла **даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий**, были все же людьми. Об этих конях Божьих Священное Писание сообща­ет нам, намекая на ангельскую силу, которая имеет Бога наездником. Ибо говорит Небесный Жених невесте в Песни Песней: //Кобылице моей в колесни­це фараоновой я уподобил тебя, возлюблен­ная, возлюбленная моя// [[old:pp:01:08|(Песн 1:8)]]. И пророк Аввакум поет Богу: //Ты вошел на коней Твоих, и колесница Твоя - избавление// [[old:avm:03:08|(Авв 3:8)]]. Апокалипсис говорит, что узды этих лошадей увлажнились кровью грешников - не только ближайших, но и стоявших в отдалении. Речение в целом имеет значение образа: иноска­зание показывает, как много было крови. Ибо тех, кто идет широким путем, во много раз больше, чем тех, кто идет путем узким и стесненным. Потому они и увлажняют узды лоша­дей, или же ангелов, поставленных вершить возмездие. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Примасий ===== **И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий** Очевидно, когда совершится будущее разделение, **за городом**, то есть вне Церкви, вовне окажется всякий человек греха. Это давление в точиле и топтание в поле уничтожит негодное и подвергнет испытанию нетленное. Как сосуд испытывается огнем, так искушением в скорби - верные. То, что **потекла кровь даже до узд конских**, обозначает месть, которая постигает даже вождей народов. Ибо, когда дьявол со своими приспешниками начал получать воздаяние за начатые гонения, некогда пролитая кровь святых законно достигает его и его князей, то есть тех лошадей, которые в лице еретиков начали войну, а также всех тех, кто последовал их ошибкам. Как прежде было сказано, в крови греха //кровь и будет преследовать тебя// [[old:iez:35:06|(Иез 35:6)]] **тысячу шестьсот стадий**, то есть во всех четырех сторонах света. Ибо четыре раза по четыреста дают тысячу шестьсот. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий** Если только злым принадлежат эта жатва и урожай винограда, тогда **точило** символизирует наказание. Если же и добрым, то топтание винограда в точиле и молотьба на току уничтожают бесполезное и испытывают полезное. Как говорил апостол, драгоценные металлы испытываются огнем, дерево же, сено и солома огнем поглощаются. И то и другое совершается вне Небесного Иерусалима. Так образно именуется точило гнева, поскольку сказано: //В день бедствия избавит его Господь// [[old:ps:040:02|(Пс 40:2)]]. **И потекла кровь из точила**, и т.д. <...> Тиконий понимает **жатву** и **виног­рад** как Церковь, которая, выйдя из пламени преследований, сияет и обладает правом вязать и решить. Сияющий ангел из храма или жерт­венника возвещает Царство Господне не ясным и громким голосом, но внушением Святого Духа, действую­щего в теле Своем; учит, что пришла пора предать анафеме злочестивых, и имеет власть над огнем, то есть тем, что выходит из уст свидетелей и пожирает их врагов. //**Изложение Откровения.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий** См. Толкование на [[new:otkr:14:19#lopuxin_ap|Откр. 14:19]] [<10>]