[<10>] ====== Толкования на Откр. 16:8 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 8-9 **Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной: и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу** Может быть, и чувственным солнечным зноем будут опаляемы люди, когда человеколюбец Бог //обуздает Ему непокоряющихся уздою и удилами// [[old:ps:031:09|(Пс. 31, 9]]), чтобы они обратились к покаянию, хотя впадшие в глубину зол и будут злобою разума и воли направляться не к обращению, но к хулению. А может быть, **солнцем** обозначается течение дня, во время которого достойные наказания будут опаляемы зноем искушений, чтобы чрез испытание скорбей возненавидели виновника их - грех. Но безумные, не сознаваясь в своих прегрешениях и падениях, изощряют язык свой против Бога, как видим сие и ныне, на тех, которые, быв опечалены неисчислимыми, окружающими нас бедствиями от рук варварских, обвиняют Божественную благость, что она соблюла столько бедствий для нашего рода. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем** Гонители Церкви, пылающие, подобно солнцу, старающиеся иссушить семя слова Божия, в будущем сами будут гореть в геенне огненной. Или - если же понимать солнце как сияние мудрости - дано не **ангелу вылить [чашу] на солнце**, но **дано** самому солнцу жечь людей огнем и зноем. Ведь когда мудрые мужи, уступив в мучениях, ошибаются, совершая дурное, немощные следуют их примеру и разжигаются временными страстями. **Зной** может пониматься, однако, и как то, чем терзает тело дьявола стойкость святых и побуждает к богохульству. Об этом говорит и пророк: //Ревность охватила невежественный народ; и теперь огонь пожрет врагов// [[old:is:26:11|(Ис 26:11)]]. Здесь говорится и //теперь//, поскольку медлит огонь суда. И **жёг людей сильный зной**. В наше время, насколько это дозволено, дьявол прославляет своих сторонников, чья слава и радость, однако, с точки зрения Святого Духа - язвы и боль. И выше мы читаем, как войско дьявола убивает людей огнем, дымом и серой. Дьявол убивает их не явно, но муками связывает с собой согласных. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== **Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем** **Дано** не солнцу, а **ангелу, который вылил чашу на солнце**. Этот **огонь** не следует расценивать как огонь геенский, ибо там уже не будет места никакому богохульству, когда для осужденного всякая попытка покаяния будет бесплодной. Закон приводит слова, которые они скажут: //Какую пользу принесло нам высокомерие, и что достави­ло нам богатство с тщеславием?// [[old:prs:05:08|(Прем 5:8)]]. Поэтому, я думаю, что **огонь** и жар здесь следует понимать в том смысле, что тело дьявола непрестанно мучимо стойкостью святых, и, возбуж­даемый этим жаром, он стремится к хуле. Ибо, возможно, поэтому Иоанн говорит: **на солнце**, то есть на //солнце правды//, словно употребляя **солнце** в творительном падеже - **солнцем**. Так мы читаем: //я бодрствую над словом Моим, чтобы исполнить его// [[old:ier:01:12|(Иер 1:12)]], и у Даниила: //попросим милости у Бога небесного об этой тайне// [[old:dan:02:18|(Дан 2:18)]]. Откуда избранные получают силу воссияния, оттуда нечестивые, как сказано, опаляются пламенем. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем** Несложно истолковать это в соответствии с законами риторики. Ибо то, что солнце жгло людей, - это, может быть, засуха, или смятение, или нужда оставленных на войне, которые, находясь в стеснении и испытывая необходимость обратиться к Богу, способному помочь им и освободить от переносимых ими скорбей, все же богохульствовали и не покаялись. И конечно, для того нужны язвы, чтобы, после того как они не признали Владыку в благодеяниях Божьих, признали Его в наказаниях. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем** Первыми тремя казнями были поражены сами люди, море и реки; теперь, в четвертой казни, для довершения поражения физической природы и условий земной жизни поражается самое солнце. Понимая буквально, как и прежние три казни, под поражением солнца нужно понимать то, что тогда при общем расстройстве природы и солнечный свет изменит свою благодетельную теплоту на нестерпимый зной [Ефрем Сирин]. [<10>]