[<10>] ====== Толкования на Откр. 18:2 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы** О Халдейской столице (Вавилоне), взятой Киром и Персами, нечто, сему подобное, пророчествовал и Исаiя [[old:is:21:09|(Ис. 21, 9)]], что он по причине совершенного запустения имеет наполниться зверями и нечистыми духами. Ибо, по Божественному домостроительству, освобождающему людей от вреда, и по собственному человеконенавидению, обычно как зверям, так и нечистым духам стремление в пустыни. - Каким образом сей Вавилон напоил народы вином своего блудодеяния? Тем самым, что был их вождем во всяком законопреступлении и за дары слушавшимся его городам посылал начальников и властителей - врагов истины и правды. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы** Разве падение одного города может вместить всех нечистых духов или всякую нечистую птицу? Или в то время, когда сам город пал, может ли весь мир освободиться от нечистых духов и птиц, и они будут [теперь] обитать в развалинах одного города? Нет такого города, способного вместить все нечистые души, за исключением города дьявола, в котором вся нечистота обитает в дурных людях по всему миру. Цари, преследующие Иерусалим, о которых сказал Иоанн, - это дурные люди, преследующие Церковь Божию. Всякий раз, когда вы слышите имя **Вавилон**, возлюбленные братья, не считайте этот город созданным из камней, потому что под Вавилоном понимается смешение, как часто говорилось. Но поймите, что именем его обозначаются люди гордые, воры, стремящиеся к наслаждениям и нечестивые, упорствующие в своих злодеяниях. Как и наоборот: всякий раз, как слышите имя //Иерусалим//, который называется образом мира, понимайте под ним святых, принадлежащих Богу. //**Изложение Откровения.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы** Не страшись, говорит Иоанн, о Иерусалим, власти земного града, духовно разрушающего себя тем самым, чем превозносится над тобой, - ненавистью своих нечестивых граждан. Вот и Исайя писал о том, что в Вавилоне будут жить грязные чудовища. Только город дьявола становится //пристанищем всякому нечистому духу// ([[old:is:13:21|Ис 13:21]]-22), в котором всякая нечистота сохраняется посреди мира. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== **И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы** Если город пал, то в каком смысле говорится, что он стал **пристанищем и убежищем для демонов, для нечистых духов и птиц**? В том, что, придя в упадок от необычайной гнусности его прегрешений, он явил себя достой­ным быть пристанищем демонов <...> Кроме того, этот город, который среди моря мира сего неоднократно страшными и сильными волнами гонений восставал против веры в Бога, теперь стенает, стесненный куда более узкими границами, и рычит, словно запечатанный в винном мехе. Ибо по этой причине мы поем в псалме: //он собрал воды морские словно в мех; положил бездны в хранилищах// [[old:ps:032:07|(Пс 32:7)]] <...> То, что нечистый дух может быть представлен в образе птицы, явно из того места Книги Бытия, где говорится, что Авраам прогнал птиц, которые покушались на рассеченные трупы. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы** Возглашается приговор Божий Вавилону. Он постановил, чтобы это с ним произошло следующее: и **сделался жилищем демонов**. Ибо нечестивые и кровожадные демоны, ненавистники людей, только и ищут, где бы проливалась кровь человеков - в войнах ли, или другим каким-то образом убиенных, - ликуя по поводу происходящего, и там устраивают поселение. И вот, поскольку, как прежде было сказано, многие примут гибель в городе, Вавилон и станет, наконец, **жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу и нечистому зверю**, ибо таковые устремляются прочь от жилища человека и занимают пустоши, и обороняют себя от тех, кто на них посягает и охотится на диких зверей. Нечто в таком роде говорил и пророк Исайя о Вавилоне: //и сирены там будут отдыхать, и демоны плясать; и сатиры там поселятся, и дикобразы угнездятся в их домах// ([[old:is:13:21|Ис 13:21]]-22). //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы** См. Толкование на [[new:otkr:18:01#lopuxin_ap|Откр. 18:1]] [<10>]