[<10>] ====== Толкования на Откр. 18:4 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 4-5 **И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее. Ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее** **Изыдите из нея людие мои**. - Как в Содоме говорил Лоту: //спасая спасай твою душу// [[old:gen:19:17|(Быт. 19, 17)]] и у Исаии: //изыдите отсюда и нечистоте не прикасайтеся, изыдите из среды его// [[old:is:52:11|(Ис. 52, 11),]] так говорит и здесь, ибо следует избегать пребывания и сожития с оскорбляющими Бога. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 4-5 **И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее** В этом месте Иоанн показывает, что Вавилон делится на две части, потому что в то время, как уповающие на Бога обращаются от зла к благу, Вавилон разделяется. И эта часть, которая отделилась от него, становится Иерусалимом. Ведь ежедневно [люди] переходят из Вавилона в Иерусалим и из Иерусалима возвращаются в Вавилон, пока и злые обращаются к благу, и те, кто казались в лицемерии праведными, открыто проявляют себя во зле. Наконец, о благих людях через Исайю также говорит Писание: //выходите, выходите из среды их и не касайтесь ничего нечистого; выходите из среды его и отделитесь, носящие следы его// [[old:is:52:11|(Ис 52:11)]]. Об этом отделении вспоминает апостол, говоря: //твердое основание Божие пребывает, и познал Господь своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа// [[new:2tim:02:19|(2 Тим 2:19)]]. **Чтобы не участвовать вам**, - говорит Иоанн, - **в грехах ее и не подвергнуться язвам ее**. Поскольку написано: //а праведник, если и ранновременно умрет, будет в покое// [[old:prs:04:07|(Прем 4:7)]], - каким образом праведный может быть причастен греху, который с нечестивым уничтожило падение города? Разве лишь когда из города дьявола - то есть от роскошной и нечестивой жизни - уходят праведные, и если кто-либо из них захотел бы остаться и предаться похотям Вавилона, если б он сделал это, то, без сомнения, участвовал бы в грехах его. То, что [Писание] часто говорило: //выйди//, не понимайте в телесном смысле, но в духовном. //Выйти из Вавилона// - значит отказаться от дурного образа жизни. Ведь в одном доме и в одной церкви, и в одном городе вместе существуют Вавилон с Иерусалимом. И, однако, покуда праведные не согласны с дурными и дурные не обращаются в праведных, то признают, что Иерусалим - в праведных, а в дурных - Вавилон. Они вместе живут в теле, но весьма разделены в сердце: ибо жизнь дурных людей - всегда на земле, потому что они любят землю и всю свою надежду и стремление своей души основывают на земле. Разум же праведных, согласно апостолу, всегда на небесах, ибо они помышляют о высоком. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== Ст. 4-5 **И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее** Из того, что сказал небесный голос, было услышано: //кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего// [[new:rim:08:29|(Рим 8:29)]], и //познал Господь Своих// [[new:2tim:02:19|(2 Тим 2:19)]], или что-либо подобное. Далее следует: **выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее**. Относительно этого места я думаю, что здесь имеется в виду первое пришествие, во время которо­го до конца мира добрые позволяют нечестивым смешиваться с собой, чтобы они не думали, что добрые должны быть покинуты ради них или что они должны последовать за лжи­вой подделкой. Ибо так исполнилось пророчество: //выйдите из среды их и не прикасайтесь к нечистому// [[new:2kor:06:17|(2 Кор 6:17)]], когда праведность навсегда перестала быть смешанной со грехом - не по телесному разделению, а по полному и совершенному различию воли. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== Ст. 4-5 **И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее** Когда ангелы Божий захватили город содомитов и вследствие этого учинили наказание жителям его и соседних городов; или тем более когда Сын Божий и Святой Дух (как это представлялось святому Кириллу) явились туда - //ибо Отец не судит никого, согласно написанному, но весь суд отдал Сыну// [[new:in:05:22|(Ин 5:22)]], притом, что очевидно, с Ним присутствует по естеству и сущности животворящий Дух, - тогда они сказали святому Лоту: //спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть// [[old:gen:19:17|(Быт 19:17)]]. Этому же теперь нас учит книга Откровения; ведь поскольку в столь великом и многолюдном городе Риме нет ни одного [праведника] и не оказалось в нем рабов Христовых, то для них сказано: **выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее**. Ибо участвовать в грехах означает быть соучастником возмездия - ведь возмездие по причине первых. **Ибо грехи ее дошли до неба**. Как будто говорится, что они осквернили окрестный воздух грехами. Почему и говорится, что был Бог долготерпеливым, но теперь будет творить отмщение. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее** С 4 ст. начинается речь другого лица, под которым более правильно разуметь Самого Иисуса Христа, Который обращается от Своего имени к избранным христианам как к народу Своего Царства (ср[[old:ish:19:21|. Исх 19:12)]]. Повеление Господа: **"выйди от нее, народ Мой"** означает окончательное отделение общества избранных христиан последнего времени от нечестивого антихристианского общества. Кончилось долготерпение Божие и должно наступить время воздаяния. Бог вспомнил все неправды Вавилона, все его беззакония, они превзошли меру. [<10>]