[<10>] ====== Толкования на Откр. 19:10 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово: Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества** **Ни: клеврет ти есмь**. - Не кланяйся, говорит Божественный Ангел, мне как предсказателю будущего, ибо исповедание и свидетельство о Христе внушается пророческим духом. Сие можно истолковать еще и так: того ради и пророчество, что возвещено было свидетельство Христово и засвидетельствована вера Святыми; а посему кланяйся не мне, своему сослужителю, но имеющему державу над всем. Из сего также усматриваем смиренное мудрование Святых Ангелов, которые не присваивают себе, подобно злым демонам Божественную славу, но приписывают ее Владыке. - Да будет же, чтобы и мы, преуспевая в смиренномудрии друг к другу, исполняли Владычнее слово, говорящее: //научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим// [[new:mf:11;29|(Mф. XI, 29)]] - и чтобы получить покой в будущем веке, где всех веселящихся есть жилище, чуждое, по причине озарения светом лица Христа Бога нашего, всяких болезней, печалей и воздыханий. Ему подобает всякое славословие, честь и поклонение вместе со Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Блж. Августин ===== **И пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества** Отсюда следует, что чтит высший ангел, должен чтить и низший человек, потому что и сама природа человеческая стала низшей вследствие непочтения к Богу. Ибо мудрый ангел и человек, правдивый ангел и человек, происходят не от различного начала, а от единой неизменной мудрости и истины. Ибо временным домострои­тельством нашего спасения устроено так, что сама неизменная, единосущная и совечная Отцу Божья Сила и Божья Премудрость благоволила принять человеческую природу, чтобы научить нас, что человек должен чтить то же, что должно быть чтимо и всей мыслящей и разумной тварью. Будем верить, что и самые высшие ангелы, и превосходнейшие служители Божии желают, чтобы мы чтили единого с ними Бога, от созерцания Которого они блаженны. Ибо и мы блаженны не от созерцания ангелов, а от созерцания той истины, благодаря которой любим самих ангелов и сорадуемся с ними. Мы нисколько не завидуем, что они больше нас подготовлены к истине или наслаждаются ею без всяких тягостных препятствий. Напротив, мы еще более любим их, потому что общим Господом заповеда­но и нам ожидать того же. Поэтому мы чтим их с любовью, а не раболеп­ством. Мы не строим им храмов, потому что они не ожидают от нас такого почитания, зная, что и сами мы - храмы Всевышнего Бога, когда бываем добродетельны. //**Об истинной религии.**// ===== Апрингий ===== **И пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества** И когда царские повеления Бога были услышаны и приняты, Иоанн пал, чтобы поклониться тому [ангелу], который обращался к нему. Но тот, чтобы явить расположение, соответ­ственное своему служению, и пока­зать, что Бог - выше всего, воспрепят­ствовал, говоря, чтобы он не делал этого, потому что он - **сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетель­ство Иисусово**. **Свидетельство Иисусово** - это истинное приношение соборного исповедания. **Ибо свидетельство Иисусо­во есть дух пророчества**. **Дух пророчества** есть истина и суд, и праведность, которые содержатся в полноте кафолической веры. //**Трактат на Откровение.**// ===== Примасий ===== **И пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества** Возможно, суть всякого пророчества и освящение Духа содержится в свидетельстве Иисуса Христа, Кото­рому закон и пророки служат. Ввиду чего, когда Он явил Себя на горе между Моисеем и Илией, лицо и одежда Его просияли Его светом, и Он объявил, что свидетельство закона и пророков воистину говорит о Нем. Итак, если они что предсказывали, то служа Ему и Церкви, как Христос засвидетельствовал, говоря о Моисее: //потому что он писал о Мне// [[new:in:05:46|(Ин 5:46)]]. И когда Он воскрес из мертвых, то сказал: //надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах// [[new:lk:24:44|(Лк 24:44)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **И пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества** Проклятые и ненавидящие Бога эллины слышали, каково наше учение, дающее предсказание о том, что святые ангелы по благоволению Божию хранят народы, общины верующих и отдельных людей <...> Поскольку они слышали то, что мы учим, то говорят нам: «Зачем вы, друзья, преподавая нам это, браните наше воззрение, выражающее представление о богах, начальствующих над народами: ведь кого вы именуете ангелами, мы зовем богами? Так что лишь об именах, но никак не о сути дела, мы разногласим; но раз и вы тому, что называете ангельским чином, даете имя богов, стало быть, и об именах меж нами нет спора». Следует отвечать им так: «О проклятые поклонники созданий рук ваших, еще и недавно тех провозглашавшие богами, о ком знаете, что они пустились во все тяжкие! Вы, большую часть наших учений взяв украдкой, возвещая их, примешали к ним пагубные ваши положения. Но, поскольку вы прибегли к руководству ума, а не Бога, вы оказались не в состоянии сохранить благородство нашего учения во всем, а лишь в начатках ему последовав, потерпели неудачу. Поэтому нет никакого общения меж вами и нами, так же как //у света с тьмой, между Христом и Велиаром// ([[new:2kor:06:14|2 Кор 6:14]]-15), согласно написанному. Ведь вы, предполагая, что боги, а точнее сказать, нечистые демоны, предводительствуют над народами, сами вступаете с ними в связь, возносите им почести и желаете поклоняться, будто богам. И разумеется, те, кого вы боготворите, никакое не исполняют слово Бога, Устроителя в попечении о людях, но заведуют народами по собственному усмотрению, как им вздумается. По этой причине Аресу вы определили под начало скифов и германцев, свирепейших и кровожадных, которые стали таковыми, словно ими и правит губитель людей и кровопускатель Арес, а вот эллинам, поскольку они рассудительны, - Афину, от которой и приобрели они в удел разумение, и иным [народам] - иных [богов], и каждый из богов обустраивает народы в соответствии со своей страстной склонностью». Как мы утверждаем, вот что можно узнать из настоящего стиха. Когда евангелист захотел поклониться божественному ангелу, тот сказал: **смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово**. Восклицание **смотри** оказывается высказыванием, которое не только направлено на предотвращение, но и содержит в себе свидетельство. А **сослужителем** он себя называет с теми, кто признают себя рабами Христа и свидетельствуют, что Бог воплотился. Итак, что же надлежит сделать, о божественный ангел, если ты отговариваешь преклониться перед собой? Он говорит: **Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества**, как если бы сказал: «Не потому ли ты стремишься поклоняться мне, что я предописал тебе то, что должно произойти? Все, кто дает свидетельство о владычестве и божественности Христа, исполняются пророческой благодати, не один только я. Что же ты поклоняешься благодати, в равной степени наряду с сослужителями мною полученной в удел? Неужели то, что утверждают эллины о своих народоначальных богах, подобно тому, что говорят христиане о святых ангелах?» //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества** Иоанн пал к ногам Ангела. Преклонение Иоанна было естественным, невольным следствием чрезвычайного впечатления явления Ангела и его слов. Содержание слов было столь поразительно, что Иоанн не удержался и упал к ногам говорившего Ангела, как падал к ногам Ангела прор. Даниил. Ангел и исправляет эту невольную человеческую ошибку тайнозрителя и разъясняет, что, как бы ни были величественны те или другие явления на земле, люди из-за них не должны забывать Бога, Который есть их первопричина и единственно достойный поклонения и служения [[old:vtor:06:13|(Втор 6:13)]]. - Свидетельство Иисуса есть Сам Иисус Христос, все то, чему Он учил и что Он совершил для спасения человеческого рода. Это свидетельство есть "дух пророчества", каковое выражение употреблено в смысле основания пророчества, того, что одушевляет пророчество и составляет его сущность: в свидетельстве Иисуса Христа, т.е. в Его учении и принесенном Им откровении, пророчестве, открыто и разъяснено, что только один Бог достоин поклонения и почитания. Вставкою 9 и 10 стихов было нарушено течение описания наступающего брачного вечера Агнца; с 11 ст. Иоанн снова обращается к этому описанию. Теперь говорится о тех уже, которые не только не удостоятся участия в брачной вечере, но подвергаются жестокому наказанию, как возмездию. Это - события последнего времени, времени страшного суда и последнего воздаяния. [<10>]