[<10>] ====== Толкования на Откр. 19:11 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 11-12 **И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим** Что **небо отверсто**, сие означает, что пришествие Судии последует с неба, подобно тому, как и здесь у земных царей совлечение и свитие занавесов предшествует осуждению и приговору виновных. - **Белый конь** означает светлость Святых, восседая на которых будет судить народы, испуская из своих пламенных и огненных очей, т.е. из всевидящей силы Своей, огненный пламень, праведных, однако, не опаляющий, но просвещающий, а грешников, напротив, пожирающий, но не просвещающий. - **Многие венцы** означают или Его власть над всем сущим на небе и на земле, - сколько ни есть на небе чинов Ангельских и на земле престолов и соборов святых, или, по долготерпению во всем о нас домостроительстве, победу над грешниками, как говорит Давид: //победиши, внегда судити ти// [[old:ps:050:06|(Пс. 50, 6).]] //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует** **Сидящий на коне** есть наш Господь, грядущий с воинством небесным, чтобы править. В Его пришествие соберутся [вместе] все народы и падут от меча. А те, что будут более благородны, сохранятся, чтобы служить святым, однако в последнее время, когда завершится царство святых и прежде, чем начнется суд, и этим народам должно погибнуть, поскольку дьявол снова будет выпущен. Что все это случится подобным образом согласно [свидетельствуют] и пророки. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Апрингий ===== **И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует** **Конь белый** - это воспринятое тело, **сидящий на нем** - Господь славы, Слово Всевышнего Отца, Единородный нерожденного Отца. Поэтому тем, что Он **называется Верный и Истинный**, выражается особенность Его имени. Ибо о Боге говорится: //Бог верен, и нет неправды в [Нем]// [[old:vtor:32:04|(Втор 32:4)]]. **Праведно судит и воинствует** Он, ибо о нем Самом написано: //Бог судия -праведен, крепок и долготерпелив// [[old:ps:007:12|(Пс 7:12)]]. Ведь Он воинствует, освобождая нас от противодействия греха. Он терпит, попуская совершаемые нами преступления. **Крепким** Он называет­ся, чтобы показать то, что Он отвергает противящихся. //**Трактат на Откровение.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует** Господь, Который есть //путь и истина и жизнь// [[new:in:14:06|(Ин 14:6)]] и Которому сказано через пророка: //Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь// [[old:is:25:01|(Ис 25:1)]], - решил воссесть на белом, то есть непорочном теле, чтобы покорить воздушные власти. //**Изложение Откровения.**// ===== Ориген ===== **И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует** Я полагаю, небесное закрыто для нечестивых и тех, которые носят //образ перстного// [[new:1kor:15:49|(1 Кор 15:49)]]. Открыто же оно для праведных и тех, кто уготован для образа небесного. Ибо для перстных сокрыто то, что свыше, так как они внизу находятся и еще во плоти пребывают. Они не могут понять небесное и красоту его, потому что они не хотят видеть его, так как, согбенные, они не дают себе труда поднять голову. Божественный Логос открыл небеса ключом Давида для созерцаний, показывая их сидя верхом на белом коне, который означает возвещенные слова и сияет очевидностью, чистотой и светом знания. <...> Именно этот Божественный Логос, названный **верным**, назван и **истинным**. Он справедливо судит и сражается; Он получил от Бога способность воздавать и справедливо судить каждого живущего по достоинству и выносить приговор <...>. //**Комментарий на Евангелие от Иоанна.**// ===== Примасий ===== **И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует** **Судит** Он - потому что Он царь всех веков; **воинствует** - потому что страдает всегда со Своими членами. Когда сражается, побеждает; венчает Сам Себя, подавая Себя как силу ратобор­ствующим и обещая Себя как награду побеждающим. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует** И еще евангелисту открывается падение антихриста и дракона, грядущее на них бедствие и какое назначено будет им наказание во время конца и воздаяний. А также показывается и крушение царей, которые в то время будут противодействовать служителям Христа. И вот что он говорит: **И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный**. Он видит Господа наготове к битве и сражению за святых и воюющего против врагов. Поэтому видение и описывает Его в облике военачальника, придавая коня, меч и предводительство над войсками. **И вот конь белый**, на котором Господь верхом; образ открывает, что Христос опирается не на кого иного, как на чистых и не запятнанных никакой скверной греха. Потому и сказано Господом об избранном сосуде, Павле, что он //будет возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми// [[new:act:09:15|(Деян 9:15)]]. Следует обратить внимание, что Христос опирается и восседает на таких, как Павел. Сказано: **и сидящий на нем**, то есть на коне, **называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует**. Тот, Кто **Истинный**, - также и **Верный**, как говорит о нем апостол: //Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может// [[new:2tim:02:13|(2 Тим 2:13)]]. Поэтому Он и **Истинный**, и **Верный**: ибо о Нем говорится, что два имени утверждаются об одном предмете. А что Он судит праведно и сражается против видимых врагов за Своих служителей, свидетельствует пророк: //Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду//, - то есть Христу, ведь сыном Соломона, которому посвящен псалом, был Христос, - и затем он продолжает: //да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде// ([[old:ps:071:01|Пс 71:1]]-2). То, что Он ведет брань, [псалмопевец] проясняет, изображая Его вооружающимся по-военному в речении: //Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, натяни [Свой лук], подай благоденствие и царствуй// [[old:ps:044:04|(Пс 44:4)]], и затем прибавляет: //Остры стрелы Твои, Сильный, - народы падут пред Тобою// [[old:ps:044:06|(Пс 44:6)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует** Иоанн видит **отверстое небо**; такое начало речи говорит о новом и совершенно отдельном видении. Раскрывается самое небо, чтобы дать проход на землю явившемуся белому коню с его всадником. Всадник называется Верным и Истинным. Это имя - несомненно имя Иисуса Христа; оно указывает на постоянные свойства Его отношений к обществу верующих. Обладая такими свойствами, Он является страшным для Его врагов и незыблемою надеждою и утешением для Его почитателей. Чтобы быть праведным судиею, Он обладает глазами, подобными огненному пламени, т.е. Он проникает Своим взором все, все видит и уничтожает, что не угодно Ему и враждебно Ему. О том, что Он не только праведный Судия, но и всемогущий исполнитель своих приговоров, говорит множество диадим, украшающих Его голову. Это указывает на то, что весь мир принадлежит Ему, должен признать Его власть над собою и подчиниться приговору Его суда. Сообразно свойствам этой природы. Он носит и имя, которого никто не знает, кроме Его Самого: Божественная природа Иисуса Христа в ее сущности и полноте Божественных свойств непостижима для человека. Таинственное имя это находилось на диадимах. Такое предположение подтверждается тем, что собственно диадимы, как принадлежность царского достоинства, говорят о непостижимых свойствах Божественной природы Иисуса Христа. **//Толковая Библия.//** [<10>]