[<10>] ====== Толкования на Откр. 19:15 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным, Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя** //Оружием// называется наказание, которое будет послано на нечестивых и грешников по праведному суду и повелению, произнесенному из уст Божиих. - Им для пресечения злобы будут они пасомы несокрушимым жезлом бесконечных мучений, коих не испытают Святые, ибо, по Псаломскому слову, //не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных// [[old:ps:124:start|(Пс. 124)]]. Топчет же Он точило вина ярости, потому что //Отец никого не судит//, но предоставил Ему, как человеку, суд, который Он имел от начала по существу, как Сын. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя** Под **обоюдоострым мечом** понимается власть Христа, которой защищаются праведные и наказываются неправедные. Под **жезлом железным** мыслится Его справедливость, которой наставляются смиренные, а гордые разбиваются, словно глиняный горшок. А то, что Иоанн сказал: **Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя**, означает, что топчет также и сейчас, когда позволяет злым преследовать благих и оставляет первых в их удовольствии; но потом воздает им, когда не покаявшихся отправляет в геенну. //**Изложение Откровения.**// ===== Апрингий ===== **Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя** Сказано, что **из уст Его исходит острый меч**, который есть власть закона и строгость Судящего. Он сохраняет острие для правосудия, чтобы все разделять и полагать предел деяниям каждого. Наконец, Иоанн говорит: **чтобы им поражать народы**. **Поражать** - значит побивать, судить, освобож­дать, осуждать, оправдывать, истор­гать, спасать <...> **Жезл железный** - это учение силы, которой исправляются все народы и которая отчасти устра­няет недостатки, отчасти вершит суд <...> **Точило** есть преисподняя, а **вино** есть приговор, которым подавляются и попираются те, в ком действует праведный гнев Божий. //**Трактат на Откровение.**// ===== Примасий ===== **Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя** **Острый меч** означает или два Завета, или то, что мы читаем о Премудрости: //закон и кротость на языке у нее// [[old:pr:31:26|(Притч 31:26)]], то есть суд и милость. **Жезл железный**, в свою очередь, означает прямоту несгибаемого правосудия <...> Как отделяемое при молотьбе от мякины зерно сохраняется в амбаре, так и силою давления в точиле обыч­но предусмотрительно отделяется вино от кожицы и косточек или масло от осадка. Пророк имел в виду это, говоря: //выкопал в нем точило// [[old:is:05:02|(Ис 5:2)]]. Это происходит в Церкви, когда поднимается гонение или происходит какое-либо иное бедствие. Ибо некоторые, словно осадок, опускают­ся в непоправимом падении, в то время как другие благодаря изрядной вере сияют более ярко. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя** Видение, давая точнейшее описание, помещает [меч] в уста. Этим обозначено, что все имеет бытие по Слову Божию и тот, кто в чем-либо преступает Его веления, не останется безнаказанным. **[Из уст же Его исходит острый меч], чтобы им поражать народы**. Какие народы? Те, которые сражаются на стороне антихриста против служителей Христа и определились под его начало. Сказано: **Он пасет их жезлом железным**. Ибо пожелал Господь, как самосущая Благость и Милосердие, пастушеским посохом утешения пасти те народы, о которых речь, и вести их к месту злачному и питать их //на водах отдохновения// [[old:ps:022:02|(Пс 22:2)]]. Но поскольку они того не хотят, то будут пасомы жезлом железным, то есть острым и смертоносным. Ибо тех, кого не переделывает Слово, ожидает возмездие. То, что железный жезл острый и несет возмездие, показывает слова пророка, который, предвещая римскую власть, о которой Даниил говорил: //встань, ешь мяса много!// [[old:dan:07:05|(Дан 7:5)]], - обратил к Богу слова: //Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника// [[old:ps:002:09|(Пс 2:9)]]. Но когда было подходящее время, Бог пас прежним жезлом, в последние же времена - этим. И **Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя**. В Евангелии Господь говорит о Своем Отце: //Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну// [[new:in:05:22|(Ин 5:22)]]. Стало быть, наиболее истинным образом сказано в книге Откровения, что Он топчет точило вина ярости и гнева Бога - ибо Он через суд и воздаяние грешным исполняет Отчую волю, и наступает полнота праведного гнева Отца. //**Комментарий на Откровение.**// [<10>]