[<10>] ====== Толкования на Откр. 20:9 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их** См. Толкование на [[new:otkr:20:08#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 20:8]] ===== Блж. Августин ===== Ст. 9-10 **И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков** А что книга говорит: **и ниспал огонь с неба и пожрал их**, то под этим нужно разуметь не ту последнюю казнь, которая наступит, когда будет сказано: //идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его// [[new:mf:25:41|(Мф 25:41)]]. Ибо тогда они будут посланы в огонь, а не на них придет с неба огонь. Здесь же под **огнем с неба** уместно разуметь саму твердость святых, с которою они не поддадутся производящим жестокости, не станут поступать по их воле. Ибо твердь есть небо, твердость которого заставит их терзаться жесточайшей ревностью, так как они окажутся не в состоянии привлечь на сторону антихриста святых Христа. И ревность эта будет тем **огнем**, который **пожрет их**, и это будет от Бога. Это дар Божий, что святые остаются непобедимыми, заставляя этим терзаться врагов. ---- После этого рассказа о последнем гонении в кратких словах излагается то, чему подвергнется дьявол уже на окончательном суде, а вместе с князем своим - и вражеский град. <...> Прежде всего, надо решить, почему Церковь отвергла разглагольствования людей, обещающих очищение или помилование дьяволу, хотя бы и после великих и самых продолжительных мучений. Столь многие святые и сведущие в Ветхом и Новом Заветах мужи нимало не завидовали тому, что те или иные, сколько бы их ни было, ангелы после таких или иных, как бы они ни были велики или малы, наказаний получат очищение и блаженство в Небесном Царстве! Но они видели, что не может быть пустым и бессильным Божественный приговор, который Господь, как Сам Он предсказал, произнесет на суде: //Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его// [[new:mf:25:41|(Мф 25:41)]], - приговор, показывающий, что дьявол и ангелы его будут гореть в вечном огне. Видели они также, что не может быть бессильным и написанное в Апокалипсисе: **А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков**. Там сказано - //вечный//, здесь - **веки веков**; выражения эти на языке Священного Писания означают обыкновенно только время, не имеющее конца. //**О граде Божием.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И ниспал огонь с неба на землю**, то есть от Церкви, **и пожрал их**. **Огонь** понимается здесь в двух смыслах: или через огонь Святого Духа они веруют во Христа и духовно пожираются Церковью - то есть включаются в Церковь; или пожираются огнем своих грехов и погибают. //**Изложение Откровения.**// ===== Экумений ===== **И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их** И //окружили город возлюбленный//, то есть Церковь. Однако **огонь, ниспадающий с неба**, погубит всех, а когда, наконец, наступит расплата, виновник зла, сатана, вместе с дьяволом и антихристом будет брошен в огненное озеро, то есть геенну. Пусть знает читатель, что данная книга Откровения выше представила нам троих: одного - //дракона//, виновника зла, являющегося в небе, второго - выходящего из моря **зверя**, который, как мы полагаем, второй после сатаны, но превосходит остальных демонов, и третьего - антихриста, который также назван **лжепророком**. Но о втором, дьяволе, и об антихристе чуть ранее говорилось, что //оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою// [[new:otkr:19:20|(Откр 19:20)]]. Однако здесь речь идет о сатане, то есть дьяволе, которого прежде именовали //драконом//. Сказано: **и будут мучиться день и ночь во веки веков**. Итак, знай, читающий этот труд, что мы поняли //тысячу лет//, во время которых дьявол, будучи в оковах, будет брошен в бездну, а затем вновь освобожден, как весьма точное указание на вочеловечение Господа и пребывание Его на земле, при каковом ненадолго было попущено ему действовать. Вот и теперь показано, что наказание его и тех, кто был им обольщен, - не на тысячу лет с последующим освобождением для злодейства, но **во веки веков**. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их** Христиане должны будут составить как бы военный лагерь и в этом смысле всегда воевать и быть готовыми на брань с диаволом; но по выражению Апокалипсиса, огонь ниспадет с неба и уничтожит все боговраждебное воинство. Этот огонь будет, несомненно, послан от Бога как очевидное доказательство и выражение Бож. помощи для святых и Бож. гнева по отношению к грешникам (ср. [[old:gen:19:24|Быт 19:24)]]. Это падение огня с неба указывает на тот же эсхатологический момент, о котором говорит [[new:otkr:19:21|ХIX:21]] (ср. [[new:2sol:02:08|2 Сол 2:8]]) и который утверждает истину, что все люди пред страшным судом должны претерпеть изменение своего тела - мучительное для нечестивых, как бы предначатие вечных мучений. Для диавола, прельщавшего народы, вечные мучения наступят ранее общего суда и без суда. Его беззакония и его боговраждебность вполне очевидны, и потому суд над ним, как и над антихристом и лжепророком, излишен ([[new:otkr:19:21|XIX:21)]]. Для диавола, как осужденного издревле, от века была назначена огненная геенна [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. [<10>]