[<10>] ====== Толкования на Откр. 21:1 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И увидел я новое небо и новую землю: ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет** И здесь говорит не о небытии твари, но о перемене к лучшему, как свидетельствует Апостол: //сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих// ([[new:rim:08:21|Рим. 8, 21)]]. И Божественный Песнопевец говорит: //яко одежду свиеши я, и изменятся// ([[old:ps:101:27|Пс. 101, 27]]). - //Обновление устаревшего// означает не изглаждение и уничтожение, но устранение устарелости и морщин. И у нас о людях, почему-либо сделавшихся лучшими или худшими, принято говорить: «и тот, да не тот», т. е. изменился. Да замечено будет, что он, приняв изменение прежнего состояния и перемену к лучшему за некоторого рода смерть, употребил слово «**преидоша**» - вместо «изменились». - О море же сказал: **и моря несть ктому**. Ибо для чего море, когда людям не нужно будет ни плавать, ни перевозить и доставлять по нему земные произведения в отдаленные пределы? Не будет в нем нужды даже и в том случае, если б оно означало бурную и волнующуюся жизнь. Ибо во Святых не останется тогда ни малейшего смущения или страха. Сие мнение подтверждает и Василий Великий в толковании на следующие слова Исаiи: //глаголяй бездне: опустееши, и реки твоя изсушу//[[old:is:44:27| (Ис. 44, 27)]]. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **И увидел я новое небо и новую землю: ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет** И как в видимом (мире) земля нуждается в работе, и выходят работающие и полагают в ней семя, и оно выращивает плоды, и в свое время жнецы берут серп и жнут; так существует невидимая земля Господня, душа человека, и добрый земледелец Господь. Обрабатывающие землю — это святые апостолы, унаследовавшие слово Господне, ибо Само Слово Отчее пришло в мир соделать новые небеса и приготовить новую землю, как было обещано: «//Вот Я творю новые небеса и новую землю//» (Ср. [[new:otkr:21:05|Откр. 21:5]]) непреходящую, ибо это небо и эта земля и все видимое разрешается и проходит, а разумная и духовная, возделываемая Господом земля — вечна. Потому что богатые этого мира, сколько ни приобретут и ни соберут еще большего богатства, при исходе их в свое время из мира уходят нагими, неспособными взять с собой ничего из их богатства. Здесь же христиане, если каким-нибудь духовным подвигом стяжут и отложат духовное богатство в живой земле сердца, при исходе из этого мира берут с собою такое их богатство и сокровище жизни, и плоды их трудов живые отходят в Небесное Царство, где находится их вечное упокоение и наследство. Ибо эта видимая земля проходит, и это богатство исчезает, и плоды истрачиваются, но те духовные вещи, не видимые этими глазами, сопребывают вовек. //**Собрание рукописей типа I. Слово 27.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали** Так настоящий порядок вещей непременно, долго или коротко, кончится; настоящее небо и настоящая земля пройдут, пролетят, и явятся новые небо и земля. Вместо бесчисленных государств и селений человеческих будет один новый град – Иерусалим небесный, куда войдет все лучшее, что было у людей. Цари внесут сюда свою честь и славу, народы тоже, но ничто скверное не войдет туда: там будут одни праведники, у коих [Бог] отымет всякую слезу с очей и коих радости конца не будет. Ах, человек-странник, стремись к этому вечному граду Бога Живого. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали** Всякая разумная душа или несчастна вследствие своих грехов, или же блаженна вследствие своих праведных дел. А всякая неразумная душа или уступает сильнейшему, или повинуется лучшему, или равна равному, или создает соперничающего, или вредит тому, что уже превзошла. Наконец, тело служит своей душе настолько, насколько это допускается ее достоинствами и строем вещей. Ни в какой природе нет зла, а злом для каждой природы становится ее собственная виновность. Затем душа, благодатью Божией возрожденная и восстановленная в своей первобытной неповрежденности и подчиненная Тому единому, Кто ее создал, по восстановлении и тела в его прежней крепости перестанет быть во власти мира, а сама начнет обладать миром. Тогда для нее не будет никакого зла, потому что она будет выше той низшей красоты временных явлений, которая пребывала с нею прежде. И будет тогда, как написано, **новое небо и новая земля** для душ уже не труждающихся, а царствующих. //Все - ваше//, - говорит апостол, - //вы же - Христовы, а Христос - Божий// [[new:1kor:03:23|(1 Кор 3:23)]], //и жене глава - муж, мужу глава - Христос, а Христу глава - Бог// [[new:1kor:11:03|(1 Кор 11:3)]]. Итак, поскольку порча души заключается не в природе ее, а противна ее природе и есть не что иное, как грех и наказание за грех, то отсюда понятно, что никакая природа или, лучше сказать, никакая субстанция или сущность не есть зло. //**Об истинной религии.**// ---- По окончании речи о суде, на котором, как Иоанн предсказал, произойдет осуждение злых, остается ему сказать и о добрых. <...> **И увидел**, - говорит Иоанн, - **я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уж нет**. Это будет в том порядке, о котором, предваряя, он уже сказал выше, что видел Сидящего на престоле, от лица Коего бежало небо и земля. По осуждении тех, которые не записаны в книге жизни, и по ввержении их в огонь вечный (какого рода этот огонь и в какой части мира или вселенной он будет, полагаю, не знает никто из людей, разве что тот, кому откроет Дух Святой) пройдет образ мира сего через истребление его мировыми огнями, подобно тому как потоп совершился через наводнение мировыми водами. Итак, в этом, как я сказал, мировом пожаре уничтожатся от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, а сама субстанция получит такие свойства, которые через удивительное изменение окажутся соответствующими телам бессмертным; так что мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и по плоти. **и моря уже нет** Относительно же слов: **и моря уже нет**, я затрудняюсь сказать, иссушится ли оно, или также обратится в нечто лучшее. Ибо мы читаем, что небо будет новым и земля новой, но я не упомню, чтобы где-либо читал о новом море, за исключением тех мест этой же книги, где сказано о //море стеклянном, подобном кристаллу// [[new:otkr:04:06|(Откр 4:6)]]. Но в тех случаях не идет речь о конце века, да и о море говорится, похоже, не в собственном смысле слова, а как бы о море. Впрочем, так как пророческая речь любит к прямым выражениям примешивать переносные, то и в словах: **и моря уж нет**, может идти речь о том море, которое //отдало мертвых, бывших в нем// [[new:otkr:20:13|(Откр 20:13)]]. Ибо тогда этот мятежный и бурный век, подразумеваемый под именем **моря**, не будет уже жизнью смертных. //**О граде Божием.**// ===== Kaссиодор ===== **И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали** //Он установил их [небеса] навсегда и во веки веков; положил заповедь и она не прейдет// [[old:ps:148:06|(Пс 148:6)]] <...> Но когда мы читаем о будущем веке: **будет новое небо и новая земля**, - каким же образом об этом небе говорится: //установил их навсегда//? Однако несомненно, что все установлено Богом. Ведь и сам человек, хотя и смертен, установлен Божеством, когда воскресает. Так и небо и земля сохраняются Богом, когда обновляются. Когда исчезла, как говорят отцы, грубость [материи] или тленное качество, сама природа пребывает более совершенной, поскольку была определена существовать в вечности. Как и об изменении нашего тела говорит апостол [Павел]: //Когда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие// [[new:1kor:15:54|(1 Кор 15:54)]]. Он называет заповедь законом, или условием, чтобы мы знали, что все находится под Его властью. Пройти, [т.е. изчезнуть], же это не может, потому что [так] установил Всемогущий и [так] обещала Истина. //**Изъяснения Псалмов.**// ===== Экумений ===== **И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали** Сходным образом говорит Петр в своем Втором послании: //мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли// [[new:2pet:03:13|(2 Пет 3:13)]]. Он утверждает не то, что небеса, земля и море устремляются в погибель и небытие, а вместо них возникает другое, но что сущее ныне отторгнет свой тлен и обновится, смыв свою нечистоту, словно откинув ветхий и неопрятный плащ; ведь новым называется то, что прежде ничуть таковым не было, но стало теперь. И тогда же творение станет очищенным от всякого тления, которое получилось в результате грехопадения людей. И достойный в этом доверия свидетель - божественный апостол, который пишет в письме к римлянам о творении: //Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет рабства тлению в свободу славы детей Божиих// ([[new:rim:08:19|Рим 8:19]]-21). И не только он, но и богодухновенный пророк гимнословит о небе и земле в согласии с приведенным только что свидетельством: //и все они, как риза, обветшают, и, как одеждой, Ты обернешь их, и изменятся// [[old:ps:101:27|(Пс 101:27)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего** Иоанн не описывает с положительной стороны ни нового неба, ни новой земли: все это описание заменяет лишь одно слово "**новое**". Будущие небо и земля должны быть противоположностью прежним, погибшим. "Как будет происходить самое изменение вселенной, сие должно быть изъято из предметов нашего любопытства", говорит св. Григорий Нисский. "В мировом пожаре, пишет блаж. Августин, уничтожатся совершенно от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, и мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и во плоти" ["О граде Бож. " 10:16]. Усиливая выражение об изменении прежнего мира, Иоанн добавляет, что **моря уже нет**. Прежнего моря не будет, ибо не будет в нем никакой нужды, но будет ли новое море и какое, об этом Апокалипсис совершенно умалчивает. Иоанн созерцает новый город, святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога, как особое нарочитое создание Бож. благодати для обновленного человечества, как место общения с Богом. **//Толковая Библия.//** [<10>]