[<10>] ====== Толкования на Откр. 21:5 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 5-6 **И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое, и говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец** **Сии слова истинны**, ибо произносятся самою Истиною и познаются не чрез символы, а по самым делам. - **Начало и конец** есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству и как простирающий свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Апрингий ===== Ст. 5-6 **И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец** Обетование Всевышнего святым исполнилось, так что они обновились во всем и просветились всяким великолепием. Итак, апостол говорит, что и //мертвые воскреснут нетленными// [[new:1kor:15:52|(1 Кор 15:52)]], и изменятся к славе. Он объявляет, что этому надлежит совершиться с такой быстротой, что должно мыслить его как уже случив­шееся. Поэтому обещано, что всем этим будут обладать победившие, так что тот, кто победил, называется сыном Божьим. //**Трактат на Откровение.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 5-6 **И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец** Как в начале книги Он свидетельствует о Себе, кто Он есть, так и здесь следует повторить это в третий раз, чтобы никто не поверил, что прежде Него был кто другой Богом, как говорит Исайя, или будет после Него. И в самом деле, поскольку идет речь о конце мира, Тот, Кто положит конец времени, может быть только одним лицом с Положившим ему начало. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== Ст. 5-6 **И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец** Следует принимать эти слова на веру, а не толковать их, - в особенности потому, что так он говорит о про­шлом: **свершилось**, чтобы никто не позволил себе усомниться в будущем. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== Ст. 5-6 **И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец** Если небо, земля и море стали новыми - и тем более люди - и обновилось то, что составляет их радость и славу, не пресекаясь слезами или печалями, или бесчестиями, то, воистину, все стало новым. [Здесь как бы] говорится: Не думай, Иоанн, что изреченное и явленное тебе содержит в себе некое воображение или ложь из-за сверхмерного величия: все истинно и верно, и потому напиши это. **Свершилось!** - гласит книга. Что совершилось? Именно то, о чем шла речь, и ничто из этого не есть ложь. Написано **свершилось** вместо должно свершиться. Говорится: **Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец**. Поскольку он повторяет то, что было сказано прежде, то и мы, следуя ему, повторим то, что говорили. **Альфа и Омега, начало и конец**, указывают на безначальность и нескончаемость Бога. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны** Истина о творении всего нового столь важна, что Иоанну повелевается записать ее для утешения всего страждущего на земле человечества. [<10>]