[<10>] ====== Толкования на Откр. 22:12 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его** См. Толкование на [[new:otkr:22:11#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 22:11]] ===== Свт. Лука Крымский ===== **Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его** Пусть не радуются, что так благоденствуют – придет страшное время, когда положит Господь конец неправде, нечестию их, когда придет в страшной силе Судия Всемирный и воздаст каждому по делам его. Видите, что в этих словах Иоанна Богослова находим мы ответ на дерзкие возражения хулителей Божиих. //**Проповеди. Том III. О наказаниях Божиих.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его** Трепещу и содрогаюсь от страха, слыша и размышляя над этими словами: **«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»**. Кто это говорит? Бог великий и страшный. О чем говорит? О том, что Он сам идет судить вселенную и воздать каждому по делам его. Бедные грешники! О чем вы думаете, слыша эти слова? Сам Бог идет судить и воздать вам по делам вашим. Ужаснитесь грешить и беззаконно жить. Сам Бог идет судить вас, идет с силою и славою многою. Пощади, Господи, пощади создание Твое, ибо никто не безгрешен, только Ты один. Страшен, возлюбленные, тот день и час, в который Бог будет судить грешников. Страшен нам суд человеческий, но несравненно страшнее суд Божий. На суде человеческом судит человек, подобный нам, – на том суде судит Сам Бог. На суде человеческом свидетели обвиняют или оправдывают человека, – там они не нужны, ибо Судья сам все знает совершенно. На суде человеческом часто смотрят на лица, и богатый предпочитается нищему, и знатный незнатному, – там Судья на лица не смотрит, но судит по совести и делам. На суде человеческом часто люди людям помогают своим ходатайством: благородные благородным, богатые богатым, друзья друзьям, – там этого не будет, но каждый за себя отвечать будет. На суде человеческом часто серебро и золото защищает человека, а там этого не будет. На суде человеческом часто красноречие и хитрость помогают человеку, а там они умолкнут и онемеют. На суде человеческом перед немногими обличается и судится человек, – там перед всем миром обличаться и судиться будет грешник. На суде человеческом только внешние дела судятся, а на том суде и тайные помышления. На суде человеческом только злые дела судятся, – на том суде и //«за праздное слово люди дадут ответ»// [[new:mf:12:36|(Мф. 12:36)]]. Если и за праздное слово должно там воздать ответ, на что же надеются те люди, которые душу и тело свое оскверняют нечистотой; те, которые проливают слезы вдов и сирот; те, которые крадут и похищают чужое добро; те, которые языком своим, как мечом, секут и убивают ближнего своего; те, которые хитрят и обманывают людей; на что надеются и другие беззаконники, которые нечестием, как хлебом, питаются. **«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»**. Христиане, род избранный! Видим первое пришествие Христа Бога нашего, увидим и второе, как Он Сам обещает: **«Се гряду скоро»**, и прочее. О первом возглашали миру его святые пророки, как бы так говоря: грядет, грядет Христос в мир, – и пришел; о втором возглашают нам учителя церковные, всегда повторяя: вот идет, вот идет Христос опять в мир, – и неожиданно явится! Первое пришествие Его было тихим и смиренным, а второе будет скорым и славным, //«ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого»// [[new:mf:24:27|(Мф. 24:27)]]. В первом пришествии мир видел Его страдающим и умирающим за наши грехи, а во втором увидит сидящим на престоле славы Своей, и судящим за грехи грешников, и воздающим каждому по делам его. Сейчас Он говорит грешникам: //«Покайтесь»//, – а тогда скажет: //«Отвечайте Мне!»// Сейчас призывает к Себе грешников: //«Придите ко Мне»//, – а тогда скажет нераскаянным грешникам: //«Идите от Меня»// [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34, 41)]]. Куда? //«В огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его»//. **//Краткие нравоучительные слова. Слово 11.//** ===== Сщмч. Климент Римский ===== **Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его** Итак, что нам делать, братья? Отстать ли от добродетели и любви? Отнюдь нет, не дай Господь, чтоб это сталось с нами. Напротив, со всем усилием и готовностью поспешим совершать всякое доброе дело. Ибо Сам Творец и Владыка всего веселится о делах Своих. <...> Добрый работник смело получает хлеб за труд свой; ленивый же и беспечный не смеет и взглянуть на того, кто дал ему работу. И нам надлежит быть ревностными в делании добра, поскольку все от Него. Ибо предсказывает нам Писание: //вот Господь, и награда Его пред лицом Его, чтобы воздать каждому по делу его// [[old:is:40:10|(Ис 40:10)]]. Так увещевает Он нас всем сердцем обратиться к Нему и ни в каком добром деле не быть беспечными и нерадивыми. В Нем да будет похвала и надежда наша. Покоримся воле Его. Помыслим о всем множестве ангелов Его, как они, предстоя пред Ним, исполняют волю Его. Ибо говорит Писание: //тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним// [[old:dan:07:10|(Дан 7:10)]], и взывали: //Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно все творение славы Его// [[old:is:06:03|(Ис 6:3)]]. Так и мы, в единомысленном собрании, единым духом, как бы из одних уст, будем взывать к Нему непрестанно, чтобы сделаться нам участниками великих и славных обетовании Его. Ибо говорит Писание: //око не видало, и ухо не слыхало, и на сердце человеку не приходило то, что Он уготовал уповающим на Него// [[new:1kor:02:09|(1 Кор 2:9)]]. //**Первое послание к Коринфянам.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его** Чтобы мы полнее познали время только настоящего века как предназначенное для обращения людей, давайте посмотрим на тех работников, которых Господь позвал в виноградник. Хотя Он позвал их в разные часы, однако в одиннадцатом часу, то есть перед концом дня, прекратил звать. Под теми часами, когда работники были позваны, понимают время этого мира, в которое Бог призвал тех, кого обратил к Себе безвозмездным оправданием. <...> Наконец, одиннадцатый час наступил в первое пришествие Христа, когда Он, смиренный, пришел в смертной плоти, в коей соблаговолил, будучи бессмертным, погибнуть за грехи мира <...> После окончания этого часа Господь не зовет в виноградник работников, но придет, чтобы каждому воздать по делам его, как Он Сам и говорит: **Се, гряду скоро, и возмездие Мое со мною**. //**К Евфимию о прощении грехов.**// ===== Экумений ===== **Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его** Господь говорит: **се, гряду скоро**, имея в виду Свое второе пришествие. Он несет с Собой то, что надлежит каждому воздать - добро или зло. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его** См. Толкование на [[new:otkr:22:10#lopuxin_ap|Откр. 22:10]] [<10>]