[<10>] ====== Толкования на Рим. 1:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-4 **о Сыне Своем, бывшем от семене Давидова по плоти, нареченнем Сыне Божии в силе, по духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа Господа нашего** **О Сыне своем, бывшем от семене Давидова по плоти** [[new:rim:01:03|(ст. 3)]]. Что ты делаешь, Павел? Вознесши наши души и подняв их на высоту, показав великое и неизреченное, сказав о евангелии и евангелии Божием, представив сонм пророков и показав, что они предрекли будущее за много лет раньше, для чего ты опять низводишь нас к Давиду? Скажи мне, – о каком человеке ты говоришь, именуя его отцем Иессеева сына? Сообразно ли это с сказанным прежде? Весьма сообразно, говорит Павел, – потому что у нас речь не о простом человеке. Вследствие этого я и прибавил – по плоти, давая понять, что Ему же принадлежит и другое рождение – по Духу, Но для чего он начал с рождения по плоти, а не с высшаго – с рождения по Духу? Для того, что так начинают Матфей, Лука и Марк. К тому же, намеревающемуся возводить к небу необходимо вести снизу вверх. Так было и на самом деле. Сына Божия видели на земле человеком, а потом признали Его Богом. А какой способ учения употребил сам Он, такой же путь, ведущий к Нему, пролагает и ученик Его. Сначала говорит о рождении по плоти не потому, что оно было первое, но с тою целью, чтобы от него возвести слушателя к другому рождению – по Духу. **Нареченнем Сыне Божии в силе по Духу святыни, из воскресения от мертвых Иисуса Христа** [[new:rim:01:04|(ст. 4)]]. Сказанное не совсем ясно, вследствие буквальной связи выражений; поэтому необходимо разделить речь. Итак, что же означают эти слова? Мы проповедуем, говорит Павел, происшедшаго от Давида. Но это ясно. Чем же доказывается, что воплотившийся есть Сын Божий? Во-первых – пророками, почему Павел и сказал: //еже прежде обеща пророки своими в писаниях святых// [[new:rim:01:02|(ст 2)]]. Этот способ доказательства имеет не малую силу. Во-вторых – самым образом рождения, который выражен у апостола словами: **от семене Давидова по плоти**, так как это рождение нарушило порядок Природы. В-третьих – чудесами, которыя совершил Христос, доказав тем необыкновенную силу, что и выражено словом – **в силе.** В-четвертых – Духом, Котораго даровал верующим в Него и чрез Котораго всех соделал святыми, почему и сказано: **по Духу святыни**, так как одному Богу свойственно раздавать таковые дары. В-пятых – воскресением Господа, потому что Он первый и один только воскресил сам Себя; и это Он сам называл знамением, преимущественно пред всеми другими достаточным для того, чтобы заградить уста даже бесстыдным. Он сказал: //разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю// [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]]. И еще: //егда вознесете Мя от земли, тогда уразумеете, яко Аз есмь// [[new:in:08:28|(Ин. 8:28)]]. И опять: //род сей знамения ищет, и знамения не дастся ему, токмо знамение Ионы// [[new:mf:12:39|(Мф. 12:39)]]. Итак, что значит – нареченный? Указанный, открывшийся, признанный, исповеданный по суждению и решению всех, вследствие предсказания пророков, вследствие чудеснаго рождения по плоти, при посредстве силы, явленной в чудесах, чрез Духа, Которым даровал освящение, чрез воскресение, которым разрушил державу смерти. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Кирилл Александирийский ===== Ст. 3–4 **О Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти** Тот, Кто "**родился от семени Давидова по плоти**", говорит он, "**наречён Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых**". Ведь и мы наречены сынами, однако не **в силе**, но удостаиваясь такого наименования в качестве благодати и приобретая это только по воле Бога Отца. Еммануил же таким быть не может, да и далеко до этого. Но хотя Он и "**родился от семени Давидова по плоти**" и как один из нас причисляется к сынам Божиим по причине человеческого, однако же **в силе** и истине Он — Сын по природе, через Которого и мы получаем усыновление, если, конечно, истинным будет сказать, что когда мы обогатились через крещение Духом Его, тогда именно мы и говорим безукоризненно: "//Авва, Отче//" [[new:rim:08:15|(Рим. 8, 15)]]. Следовательно, как образы относятся к первообразу, так и мы, сыны через усыновление, относимся к Тому, Кто Сын по природе и силе и получил истинное свидетельство об этом от Отца. **// Из катен ((Этот фрагмент с указанием, что он взят из толкования свт. Кирилла Александрийского на Послание к Римлянам, цитируется в 3-м «Антирритике против Константина Копронима» свт. Никифора Константинопольского)) //** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **о Сыне Своем, бывшем от семене Давидова по плоти** Вот предмет благовестия, и обещанного, и делом совершившегося, – Единородный Сын Божий воплотившийся! Приступая к сему, святой Златоуст взывает: «что ты делаешь, Павле? Куда восхищаешь души наши, на какую возводишь высоту, какие высокие и неизреченные предметы открываешь нашему созерцанию?!» **О Сыне Своем**. Намеренно поставлено слово сие впереди, чтоб заранее дать мысль, – что когда услышат: **бывшем от семене Давидова**, – то не должны думать, что Он тут только начал и существовать, но чтоб внушить, что Он был прежде, яко Сын Божий и Бог, потом благоволил стать Сыном Давида, сокрыв свет Божества под покровом человеческого естества, сквозь который просияло, однако ж, величие Божества, и всеми было признано и исповедано. Ту же истину подкрепляет он затем и словом: **по плоти**. Ибо сим ясно дается разуметь, что если Он сын Давидов, то только одним естеством, и что, следовательно, должно исповедать в Нем другое естество, не созданное, предваряющее явление Его в мир чрез рождение от семени Давидова. «Устами всех Пророков Отец предвещал о Сыне, Который прежде веков рожден Им по естеству; наименован же Сыном Давидовым, как от Давидова семени приявший естество человеческое; посему, упомянув о Давиде, по всей необходимости Апостол присовокупил: **по плоти**, – чтобы не почли Его сыном Давидовым по естеству, а Сыном Божиим по благодати. Ибо сие присовокупление: **по плоти** – дает разуметь, что действительно Он – Сын Бога и Отца по Божеству; так как не находим, чтобы и в рассуждении тех, которые не больше того, что в них видимо, присовокуплялось сие: по плоти. Свидетель тому блаженный евангелист Матфей. Ибо, сказав: //Авраам роди Исаака, Исаак же роди Иакова, Иаков же роди Иуду// (см.: [[new:mf:01:02|Мф. 1, 2]]) и изложив по порядку все родословие, нигде не присовокупил: **по плоти**. Им, как людям, и не приличествовало такое присовокупление. Но здесь, поелику вочеловечившийся Бог Слово есть не человек только, но и предвечный Бог, божественный Апостол, упомянув о семени Давидовом, по необходимости присовокупил: **по плоти**, – ясно научив тем нас, в каком смысле Он есть Сын Божий и в каком наименован сыном Давидовым» (блаженный Феодорит). «Итак, не о человеке простом – Евангелие: ибо оно есть о Сыне Божием, и не о Боге нагом: ибо есть о **бывшем от семени Давидова по плоти**, – об одном и Том же, бывшем обоя – и Сыном Божиим и сыном Давидовым. Да постыдится убо Несторий» (блаженный Феофилакт). «Но для чего начал Апостол с рождения по плоти? Для того, что так начинают Матфей, Лука и Марк. Да и чтобы возвесть кого на небо, необходимо должно вести его снизу вверх. Так было и на самом деле. Сына Божия сперва видели на земле человеком, а потом признали Его Богом. А какой способ учения употребил Сам Он, таким же и ученик Его пролагает путь, ведущий к Нему. Сначала говорит о рождении по плоти не для того, что оно было первое, но для того, чтоб от него возвесть слушателей и к тому, что Он есть без плоти» (святой Златоуст). //**Толкование на послание апостола Павла к Римлянам.**// ===== Сщмч. Игнатий Богоносец ===== **о Сыне Своем, бывшем от семене Давидова по плоти** Славлю Иисуса Христа Бога, так умудрившего вас! Ибо я узнал, что вы непоколебимо тверды в вере, как будто пригвождены ко кресту Господа Иисуса Христа и плотью и духом, и утверждены в любви кровью Христа, и преисполнены веры в Господа нашего, Который истинно из рода Давида по плоти, но Сын Божий по воле и силе Божественной; истинно родился от Девы, крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду; истинно был распят за нас плотью при Понтии Пилате и четверовластнике Ироде (от сего-то плода, то есть богоблаженнейшего Его страдания, мы и произошли) – чтобы через воскресение на веки //«поднять знамя»// [[old:is:05:26|(Ис. 5:26)]] для святых и верных Своих, как между иудеями, так и среди язычников, в едином теле Своей Церкви. //**Послания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти** См. Толкование на [[new:rim:01:01#prp_efrem_sirin|Рим. 1:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти** Здесь явно показывает два рождения; ибо чрез слова **о Сыне Своем**, то есть Божием, указывает на рождение горнее, а чрез выражение **от семени Давидова** – на рождение дольнее. Присовокуплением же: **по плоти** показал, что и рождение по Духу принадлежит Ему. Посему благовестие есть не о простом человеке, ибо оно – о Сыне Божием, и не о простом Боге, ибо оно – о Рожденном от семени Давидова по плоти, так что Один и Тот же есть то и другое, то есть и Сын Божий и Сын Давида. Посему да устыдится наконец Несторий. Упоминает же и Апостол о рождении Его по плоти, как и три евангелиста, чтобы от него возвести слушателей к высшему рождению. Так и сам Господь сначала виден был человеком, а потом признан Богом. //**Толкование на послание к Римлянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти** **По плоти** Сын родился **от семени Давидова**. Рождено было, несомненно, то, что прежде не существовало по плоти. По духу же Он существовал прежде, и не было времени, когда Его не было. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **о Сыне Своем** Поскольку Бог обещал Сына Своего миру, то достойно было обещать Его через известных людей, чтобы через них было возможно узнать, как велик Тот, кого они проповедовали, – чтобы //в святых писаниях// о Его будущем приходе говорилось и чтобы не могло показаться ложным проповеданное //святыми писаниями//. **Который родился от семени Давидова по плоти** Тот, который был Сыном Божиим по Духу Святому, то есть был от Бога (ибо Бог есть Дух и, без сомнения, Свят), **родился по плоти от семени Давида**, как сказано: //И Слово стало плотию// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]]. И как един Сын Бога и человек Иисус Христос, так Он – истинный Бог и истинный человек. Он не был бы истинно человеком, если бы не имел плоть и душу, не был бы совершенен. И хотя Он от вечности был Сыном Божиим, Его не знало творение: когда Бог захотел явить Его ради спасения людей, Он должен был стать видимым и обрести плоть, ибо хотел открыться в силе и смыть грехи человека, победив смерть во плоти. И потому рождается от семени Давида: как от Бога прежде времен Он рожден Царем, так и по плоти Он принимает рождение от царя, зачатый Девой по действию Духа Святого (см. [[new:mf:01:20|Мф. 1:20-23]]), то есть рожденный. Поскольку рождение Его отличается от закона рождения людей, через почтение, оказанное Ему, было засвидетельствовано, что Он был более, нежели просто человек. Как и было предсказано пророком Исаией: //Се, Дева примет во чреве// [[old:is:07:14|(Ис. 7:14)]], – чтобы это небывало новое и достойное восхваления событие позволило распознать попечение Божие о предстоящем посещении рода человеческого. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти** **О Сыне Своем**. Благая весть, которую теперь предлагает Бог людям через Своих вестников-апостолов, имеет своим главным предметом или – лучше – средоточным своим пунктом, вокруг которого вращается все прочее содержащееся в Евангелии, Сына Божия. В каком смысле здесь Христос назван Сыном Божиим? Так как здесь Сын Божий называется главным предметом Евангелия, т. е. проповеди апостольской, и так как эта проповедь имеет своим предметом Сына Божия вообще – сначала в состоянии до воплощения, а потом как воплотившегося, то можно заключать, что Павел употребил здесь это выражение в общем и самом обширном значении, как обнимающее и предвечное бытие Сына Божия, и Его жизнь на земле. Он был всегда и оставался истинным Сыном Божиим даже в состоянии уничижения, Сыном Единородным. [Некоторые хотят видеть здесь обозначение теократического царя в высшем смысле этого слова или мессии. Но с этим мнением нельзя согласиться ввиду того, что у Иоанна Богослова в Евангелии [[new:in:01:49|(1:49)]] выражения: //Сын Божий// и //Царь Израилев// стоят рядом, как понятия различные. Другие полагают, что это выражение указывает только на несравненное нравственное совершенство Христа и на Его постоянное общение с Богом. Но против этого предположения говорит то обстоятельство, что Павел в нашем послании [[new:rim:08:03|(8:3)]] приписывает Сыну предсуществование, чего не допускает упомянутое толкование... Иные объясняют титул Сына Божия из чудесного рождения Господа от Духа Святого; но и это толкование стоит в противоречии с только что приведенным местом из 8-ой гл. Наконец, некоторые думают, что титул Сына Божия дается Христу в силу полученного Им прославления по совершении искупления. Но Апостол в 4-м ст. о титуле Сына Божия говорит не как о чем-то приобретенном вновь, а как о принятом снова. Да и здесь личное достоинство Христа, как Сына Божия, предшествует обеим далее описываемым формам Его бытия – земной и небесной или прославленной. Таким образом, мы с полным правом можем видеть в выражении //Сын Божий// указание на божественное достоинство Христа. Веру во Христа, как в истинного Бога, Апостол выражает и в других посланиях [[new:1kor:08:06|(1Кор 8:6;]] [[new:1kor:10:04|10:4;]] [[new:fil:02:06|Флп 2:6;]] [[new:kol:01:15|Кол 1:15-17)]]]. **Который родился от семени Давидова по плоти**. Но хотя Христос был Сыном Божиим, однако Он явился на земле, как человек, принял плоть и кровь человеческую (выражение "**по плоти**" дополняет собою выражение "**от семени**", т. е. от потомства Давидова). – О чудесности же зачатия Христа апостол говорит в [[new:rim:08:03|3 ст., VIII-й гл.]] посл. к Римл. и в [[new:2kor:05:21|V-й гл. 21-м ст.]] 2 посл. к Коринф., где идет речь о безгрешности Христа. В самом деле, если бы Христос только в не собственном смысле был назван у Павла Сыном Божиим, если бы Павел полагал, что Его отцом был Иосиф, а не Бог, то он не мог бы при этом считать Христа свободным от наследственного греха Адамова. – Замечательно, что наиболее подробностей о чудесном сверхъестественном рождении Христа сообщает сотрудник Ап. Павла, св. Лука. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:rim:01:01#lopuxin_ap|Рим. 1:1]] [<10>]