[<10>] ====== Толкования на Рим. 1:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Имже прияхом благодать и апостольство в послушание веры во всех языцех, о имени Его** **Имже прияхом благодать и апостольство в послушание веры** [[new:rim:01:05|(ст. 5)]]. Заметь признательность раба: он ничего не хочет приписать себе самому, но все приписывает Господу. И, конечно, это даровал Дух. Потому Господь и сказал: //много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину// [[new:in:16:12|(Иоан. 16:12-13)]]. И в другом месте Дух повелевает: //отделите Ми Павла и Варнаву// [[new:act:13:02|(Деян. 13:2)]].Также апостол в послании к Коринфянам говорит, что //овому Духом дается слово премудрости, иному слово разума, и что той же Дух все разделяет, якоже хощет// [[new:1kor:12:08|(1 Кор. 12:8-11)]]. И проповедуя жителям Милета, он говорил: //в нем же постави вас Дух Святый пастыри и епископы// [[new:act:20:28|(Деян. 20:28)]]. Видишь ли, что (апостол) принадлежащее Духу усвояет Сыну и принадлежащее Сыну усвояет Духу? **Благодать и апостольство**, то есть, не по заслугам своим мы стали апостолами, так как не достигли этого достоинства многими трудами и усилиями, но получили благодать, и от этого дара свыше совершилось преуспеяние **в послушание веры**. Следовательно, успех проповеди зависел не от апостолов, но от благодати, им предшествующей. Их дело было – обходить и проповедывать, но убеждение производил Бог, действующий в них, как Лука и сказал, что //отверзе сердце их// [[new:act:16:14|(Деян. 16:14)]]; и опять: //имже дано бе слышати слово Божие.// **В послушание.** Не сказал – для исследования и доказательства, но – **в послушание.** Мы посланы, говорит он, не умозаключения составлять, но передать то, что вам вверено. Когда Господь возвестит что-нибудь, слушатели не должны перетолковывать слова Его и с любопытством исследывать, но обязаны только принять их. И апостолы посланы были для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? **О имени Его.** Мы не должны исследывать сущность Его, но веровать во имя Его, так как оно творило и чудеса. //Во имя Иисуса Христа//, говорит Петр, //востани и ходи// [[new:act:03:06|(Деян. 3:6)]]. Оно и само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Имже прияхом благодать, и апостольство в послушание веры во всех языцех** Уже сказал, что зван и избран; теперь указывает, что это совершилось не одним словесным назначением, как бывает у людей, но паче подаянием сил выше человеческих, дарованием благодати всепобеждающей, которой не могут противиться и сами противящиеся истине. Господь облек, говорит, нас благодатию, но не затем, чтоб мы одни услаждались ею, но чтоб шли и других делали в ней участниками. Почему благодать сия есть особенная благодать. Благодать и все верующие получают, но нам дарована Апостольская благодать, по коей мы облечены силою свыше – покорять вере все народы. «Заметь признательность служителя (Христова в Апостольстве); он ничего не хочет приписать себе, но все приписывает Господу. Не своими усилиями и трудами достигли мы того, чтобы стать Апостолами, а получили благодать; и Апостольство есть дар свыше» (святой Златоуст). «Оно дело высшего устроения и промышления Божия о роде нашем» (святой Дамаскин). Почему **благодать и апостольство** – то же, что благодать к Апостольствованию (см.: Экумений) или Апостольская благодать. Мы, говорит, **прияхом**. Кто это мы? Прямее будто, – святой Павел себя одного здесь разумеет; но можно думать, что он говорит так от лица всех Апостолов и изображает силу и значение Апостольского чина вообще. Или о себе одном имея нужду сказать, выразился так, что подал мысль и о всех Апостолах, как бы так: как они, так и я, или и я, как они. Ибо как им Господь сказал: //шедше научите вся языки// (ср.: [[new:mf:28:19|Мф. 28:19]]), – так и ему: //иди, яко далече во языки пошлю тя// (ср.: [[new:act:22:21|Деян. 22:21]]). Блаженный Феодорит и пишет: «Сам Он (Господь Иисус Христос) поставил нас проповедниками, поручив нам спасение всех народов и даровав соответственную сей проповеди благодать, чтобы приемлюшие проповедь и нам повиновались, и веровали слову». **В послушание веры во всех языцех.** – **В послушание**, – чтоб все услышали о вере и, услышавши, послушались веры или уверовали. Одним словом хотел выразить святой Павел, что назначение Апостолов есть пронести имя Господа по всей вселенной, но не для того только, чтоб слышали о Нем все, но чтоб и покорились Ему, – чтоб между всеми народами были истинно верующие в Него и искренно Ему работающие по вере. Слово исходило из уст Апостолов; вместе с словом шла благодать и покоряла сердца избранных вере. Святой Златоуст говорит: «успех проповеди зависел не от Апостолов, но от предшедшей (и сопутствовавшей) им благодати. Хотя их было дело ходить и проповедовать, но убеждение производил Сам Бог, действовавший в Апостолах. Так и святой Лука сказал: //отверзе сердце// [[new:act:16:14|(Деян. 16:14)]]». И потому покорность вере должно почитать делом Божией силы, что проповеди сопутствовали знамения. Они удостоверяли, что проповедь есть дело, по воле Божией совершаемое, и потому требовали покорности проповедуемому, несмотря на непостижимость его. «Сила свыше есть свидетельство истины учения, чтоб по причине ее было беспрекословно принимаемо верою то, что казалось невероятным в проповеди» (Амвросиаст). Если Апостольская проповедь в послушание вере, то пред нею надо слагать орудия ума и душу свою представлять чистою хартиею для беспрепятственного напечатания на ней истин веры. Апостолы приняли ее без умствования и передают, как приняли; и слушающим их слово надлежит принимать оное без умничания. Святой Златоуст и говорит: «не сказал: для исследования и доказательства, но: в послушание. Мы посланы, говорит, не умозаключения делать, но передать, что нам вверено. Когда произносит что-нибудь Владыка, – слушающие должны только принимать слова Его, не разбирая и не перетолковывая их сами. И Апостолы были посланы для того, чтобы пересказать, что слышали, ничего не прибавляя к тому от себя, дабы и мы тому уверовали». **Во всех языцех.** Таково назначение Апостольства, чтоб проповедь Евангелия пронести по всем народам. Пронесли ли? В продолжение жизни своей Апостолы только и делали, что проносили слово Евангелия, и пронесли его всюду, куда только можно было достигнуть или докуда достигнуть достало их жизни. Но и по смерти их проповедь их не умолкает, чрез Писания их и чрез устное слово преемников их. Святой Златоуст говорит: «что это? Ужели Павел проповедовал всем народам? Из Послания к Римлянам видно, что он проповедовал многим: ибо обошел все страны, от Иерусалима до Иллирика, и оттоле опять доходил до последних пределов земли; впрочем, если он и не у всех был народов, сказанное им нимало не ложно. Потому что говорит не об одном себе, но о двенадцати Апостолах и о всех благовествовавших слово с ними. Между тем нельзя оспорить сказанного, разумея оное и об одном Павле, если представить себе усердие Павлово и то, что он после кончины своей не перестает проповедовать в целой вселенной. Не оставь без внимания того, сколько Павел превозносит дар Апостольства, показывает его величие и большее превосходство пред ветхозаветным. Обетования ветхозаветные простирались на один народ; а Апостольство привлекло сушу и море». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 5-6 **через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом** **Чрез Котораго мы приняли благодать.** Банею крещения мы получили также и **апостольство** вместе с дарами Святого Духа, чтобы, именем Его нам возвещать не дела нечестивые и гнусные, и не ту мерзостную жизнь, о которой мы упомянули. И вы, Римляне, быв из тех, которые призваны, не будете лишены благодати, пославшей нас к вам. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Блж. Августин ===== **через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы** Павел наилучшим образом схватывает наиболее важный момент: никто не должен осмеливаться утверждать, будто пришел к Евангелию заслугами прежней жизни, в то время как сами апостолы, других превосходящие, не могли сами по себе принять **апостольство**. Вместе с остальными они сначала приняли исцеляющую и оправдывающую грешников **благодать**. //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы** Заметь признательность. Ничего, говорит, нет нашего, но все получено нами чрез Сына. Я получил апостольство и благодать чрез Духа. //Он//, – говорит Господь, – //наставит вас// [[new:in:16:13|(Ин. 16:13)]]. И Дух говорит: //отделите Мне Павла и Варнаву// [[new:act:13:02|(Деян. 13:2)]], и: //дается Духом слово мудрости// [[new:1kor:12:08|(1 Кор. 12:8)]]. Что это значит? То, что принадлежащее Духу принадлежит Сыну и наоборот. **Благодать**, говорит, **и апостольство** **получили**, то есть не по заслугам своим стали мы апостолами, но от благодати свыше. Но и убеждение есть дело благодати; ибо делом апостолов было ходить и проповедовать, а убеждать слушающих всецело принадлежит Богу. **Покорять вере.** Мы посланы, говорит, не для словопрения и не для исследования или доказательства, но **покорять вере**, чтобы поучаемые слушали, веруя без всякого противоречия. **все народы** Благодать получили **покорять вере все народы** мы, – не я один, но и прочие апостолы: ибо Павел не обошел всех народов; разве скажет кто- нибудь, что если не при жизни, то по смерти он ходит ко всем народам через послание. А веровали бы, слыша об имени Христа, а не о сущности Его; ибо чудеса творило имя Христово, и оно само требует веры, потому что и его нельзя постигнуть разумом. Смотри, каков дар благовествования: оно сообщено не одному народу, как Ветхий Завет, но всем народам. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы** Апостол говорит, что **благодать и апостольство** были получены через Христа как посредника между Богом и людьми [[new:1tim:02:05|(1 Тим. 2:5)]]. **Благодать и апостольство.** **Благодать** следует отнести к терпеливым трудам, **апостольство** – к авторитету проповеди: ведь и сам Христос именуется апостолом, то есть посланником Отца, ибо Он говорит о Себе, что был послан благовествовать нищим (см. [[new:lk:04:18|Лк. 4:18]]); и все, чем Он обладает, Он дарует также своим последователям. Сказано, что //благодать на устах Его// [[old:ps:044:03|(Пс. 44:3)]]. Он и апостолов своих наделяет благодатью, чтобы несущие этот труд могли сказать: //Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною// [[new:1kor:15:10|(1 Кор. 15:10)]]. О Нем Самом сказано: «Первосвященник и апостол веры нашей Христос» [[new:evr:04:14|(Евр. 4:14)]]. Поэтому Он и учеников Своих удостаивает апостольства, чтобы они также стали посланниками Бога. И язычники, которые были отчуждены от завета Божия и от //общества Израильского// [[new:ef:02:12|(Еф. 2:12)]], смогли уверовать в Евангелие не иначе, как силой благодати, данной апостолам. Под действием благодати они, как сказано, покорились вере, проповедуемой апостолами (ср. [[new:act:06:07|Деян. 6:7]]). Сохранилась память о том, что благодаря им слух об имени Христа прошел по всем землям, дойдя и до римлян. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы** **Апостольство** – благодатный дар Божий, и не потому, что апостолы – иудеи. Они получили такую власть от Бога Отца через Христа Господа, чтобы силой знамений Господних учение Господа сделать доступным; чтобы вероломные иудеи, возревновавшие о силе Спасителя, видя, как эта сила через рабов Его приводит в восторг толпы людей, еще более мучились. Ибо сила несет свидетельство об учении, и хотя то, о чем проповедуется, – безумство для мира (ср. [[new:1kor:01:20|1 Кор. 1:20,]] [[new:1kor:01:23|23;]] [[new:1kor:02:14|2:14;]] [[new:1kor:03:19|3:19]]), через дела оно приобретает для себя основание. Послав апостолов, Он призывает проповедовать веру всем народам, чтобы они обратились и спасены были и чтобы не казалось, будто бы дар Божий предназначается одним иудеям, но всем народам. Ибо такова воля Бога: во Христе и через Христа сочувствовать всем – о чем и проповедуют посланники Его, то есть во имя Его, или, как сказано: //Итак мы – посланники от имени Христова// [[new:2kor:05:20|(2 Кор. 5:20)]]. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы** **Через Которого мы получили благодать и апостольство.** У греков часто множественным числом местоимения заменялось единственное. Это делалось в тех случаях, где личность говорящего отодвигалась на задний план, и когда прежде всего желательно было выставить на вид самое дело, совершенное личностью. Так и Апостол здесь говорит, значит, только об едином себе, как апостоле, поставленном главным образом для обращения язычников в Церковь Христову [Цан передает это место так: "я и другие апостолы Христовы получили..."]. – **Благодать**, т. е. спасающую благодать, которая излилась на Павла в день его обращения ко Христу (объяснение слова – [[new:rim:03:24|Рим. 3:24]]). – **Апостольство** – это особое благодатное служение, состоявшее в произведении спасения всему миру. – **Чтобы во имя Его покорять вере все народы**, – точнее с греч.: "чтобы производить послушание вере между всеми народами во славу Его имени". Под верою лучше понимать проповедь о вере (ср. [[new:act:06:07|Деян. 6:7]]: //многие послушались веры). Народы.// Греч. слово ἔθνη можно переводить и выражением **народы**, но как в Ветхом Завете [[old:gen:12:03|(Быт 12:3;]] [[old:is:13:06|Ис. 13:6)]], так и в Новом [[new:act:09:15|(Деян. 9:15;]] [[new:act:11:01|11:1;]] [[new:gal:01:16|Гал. 1:16;]] [[new:ef:02:11|Еф. 2:11]] и в нашем послании: [[new:rim:02:14|2:14-15;]] [[new:rim:03:29|3:29;]] [[new:rim:11:13|11:13;]] [[new:rim:15:09|15:9,]] [[new:rim:15:11|11)]] оно употребляется и как особый технический термин для обозначения язычников, и здесь это выражение, несомненно, имеет такой же смысл [По Цану, здесь имеется в виду повеление Христа апостолам проповедовать всей твари [[new:mk:16:15|(Мк. 16:15)]].] – **Во имя Его.** Эти слова (по греч.: ὑπὲρ του ονόμ = в честь Его, Христа, имени) напоминают собою слова Христа к Анании о Павле: //"он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами"// [[new:act:09:15|(Деян. 9:15)]]. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:rim:01:01#lopuxin_ap|Рим. 1:1]] [<10>]