[<10>] ====== Толкования на Рим. 1:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Всем сущим в Риме, возлюбленным Богу, званным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** О, приветствие, приносящее бесчисленные блага! Именно его Христос заповедал произносить апостолам при входе в дом в качестве первого слова (См. [[new:lk:10:05|Лк. 10:5]]). Поэтому и Павел всегда начинает тем же – благодатью и миром. Не малую вражду прекратил Христос, но тяжелую, многостороннюю и продолжительную, и притом уничтожил ее не нашими трудами, но Своей собственной благодатью. И как любовь даровала **благодать**, а **благодать** даровала **мир**, то, расположив их в своем приветствии в таком именно порядке, апостол молит, чтобы римляне в них непрерывно и неподвижно пребывали, так, чтобы не позволили возгореться еще одной вражде, и просит Подателя сохранить для них этот фундамент. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// См. также Толкование на [[new:rim:01:06#svt_ioann_zlatoust|Рим. 1:6]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** У Отца и Сына одна **благодать**, и **мир** один - у Отца и Сына. Тем не менее как **благодать**, так и **мир** - плод Духа, как об этом научил апостол, говоря: //Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение// [[new:gal:05:22|(Гал. 5:22)]]. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Всем сущим в Риме, возлюбленным Богу, званным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** **Всем сущим в Риме.** Всем равное свидетельствует благорасположение и тем продолжает держать всех в смиренных чувствах. «Между верующими находились, вероятно, и префекты, и консулы, и бедные, и простолюдины; но святой Павел, не обращая никакого внимания на различие чинов, ко всем посылает одно приветствие. Ибо если рабы и свободные одинаково участвуют во всем нужнейшем и духовном, каковы: любовь Божия, звание, благовестие, усыновление, благодать, мир, освящение и все прочее; то не крайнее ли будет безумие различать по земным принадлежностям тех, которых Бог соединил и соделал равночестными в важнейшем? Посему-то Апостол в самом начале, изгоняя сей тяжкий недуг, утверждает римлян в смиренномудрии, которое есть матерь всего доброго. Смиренномудрие и слуг соделывало лучшими, научая их, что рабство не причиняет вреда имеющим истинную свободу, и господ обращало к умеренности, вразумляя их, что нет пользы в свободе, если они не отличаются преимущественно верою» (святой Златоуст, то же и блаженный Феодорит). **Возлюбленным Богу, званным святым.** «Вот как часто святой Павел употребляет слово: **званный**! Таковое повторение, однако ж, не излишне: Апостол хочет чрез то в памяти римлян укоренить благодеяние Божие» (святой Златоуст). Избранных Своих Бог от века возлюбил; приближается же к ним в действительности благоволением любви чрез призвание. //Никтоже ко Мне приидет, аще не Отец мой Небесный привлечет его// (ср.: [[new:in:06:44|Ин. 6, 44]]), — говорит Господь. Призвание и есть влечение к Господу. Званным и призванным надлежит считать того, кто, услышав глас зовущий, пошел вслед его, а не того, кто слышал только его: ибо такой, услышав, может презреть его и идти своею дорогою. Пошедшие вслед гласа зовущего куда идут? К Господу Спасителю, чтоб чрез Него прийти ко Отцу: ибо, говорит, //никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною// ([[new:in:14:06|Ин. 14, 6]]). Этим заключается круговращение звания. Любовь Отчая позвала к Господу, позванный пошел к Господу, чрез Господа пришел к Зовущему и сочетался с Ним. В таковых любовь Отчая почивает и насыщается ими; в отношении же к непокорным, любовь простирается поверх всех их, не входя внутрь, ибо они заперты в себе. Когда святой Павел называет римлян возлюбленными Богу, то разумеет эту любовь Божию, насыщающуюся ими и их насыщающую. Римляне ощущали ее и ясно понимали сердцем, что говорит им Апостол. **Званным святым.** Позваны, уверовали, по вере обновились в крещении, восприяв начала духовной жизни, а потом чрез возложение рук (ныне Миропомазание) в сосуд обновленного естества своего приняли благодать Святого Духа и соделались святыми; в образе мыслей, в начинаниях воли и в чувствах сердца соделались храмом Божиим святым. Не потому ли и возлюбленны Богу, что так святы? Да, не иначе. Как же это? Святость приходит по изменениям в духе вследствие призвания; призвание же само есть дело любви. Следственно, возлюбление предшествует тому, что делает боголюбезным. — Весть Господь //сущия Своя// и возлюбляет их, по предуведению, что послушают звания Его и восприимут освящение, Его устроением подаваемое, — возлюбляет, яко чистых и святых, и тех, кои еще не чисты и не святы, но имеют возлюбить чистоту и святость и стать благодатию Духа святыми и непорочными. **Благодать вам и мир.** Они уже имели и благодать, и мир. Потому смысл сего благожелания такой же, какой прямо выражается у святого Петра: //да умножится// в вас благодать и мир (см.: [[new:1pet:01:02|1 Пет. 1, 2]]). Вступили вы под потоки благодати — да изливается она на вас паче и паче и да преисполняет вас обильнее и обильнее; восприяли вы мир с Богом, умиротворились в себе, сочетались между собою любовию во взаимный союз мира — да входит в вас сие благо, глубже и глубже проникая вас и все отношения ваши. Блаженный Феодорит пишет на сие: «испрашивает римлянам: во-первых, благодати Божией, потому что при ее помощи все уверовавшие получили спасение, потом, мира, под которым дает разуметь всякое преспеяние в добродетели. Ибо тот в мире с Богом, кто возлюбил евангельское житие и ревностно старается во всем угождать Богу». Святой же Златоуст говорит: «приветствие, приносящее несчетные блага. Так Христос заповедал Апостолам, чтобы, когда входят в дом, это слово произносимо было первое. Так и Павел всегда начинает тем же: **благодать вам и мир**. Брань, которую прекратил Христос, была не легкая, но с разных сторон, всякими способами и долговременно нас тревожившая: прекращена оная не нашими трудами, но Его благодатию. И как любовию дарована благодать и благодатию мир, то Апостол, такому именно порядку следуя в своем приветствии, молит о непрерывном и ненарушимом пребывании любви, благодати, мира, дабы опять не возгорелась новая брань, и просит Подателя сохранить их непреложными». **От Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.** «Здесь показывает Апостол, что Податель даров сих есть не только Отец, но и Сын: чем вполне научает нас равенству Отца и Сына» (блаженный Феодорит). «Ибо не сказал: благодать вам и мир от Бога Отца чрез Господа нашего Иисуса Христа, — но говорит: **от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа**. О, как всесильна любовь Господня! Враги и отверженные стали вдруг святыми и сынами. Ибо Апостол, назвав Бога Отцом, дал разуметь, что они сыны; а наименовав сынами, открыл все сокровище благ. Итак, не престанем являть жизнь, достойную дара, — блюсти мир и святость» (святой Златоуст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **Всем сущим в Риме, возлюбленным Богу, званным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** Павел желает им прежде всего **благодати** от Бога, поскольку через нее все уверовавшие вкусили спасение, а затем и **мира**, через который намекает всем на исправление добродетели. Ибо в мире с Богом пребывает тот, кто избрал жизнь по Евангелию, тот, кто стремится угодить Ему через служение людям. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 7-8 **всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире** **Всем сущим в Риме, призванным святым**, то есть оглашенным и омытым чрез крещение. Святыми были крещенные, по причине очищения, данного в крещении: //омылись//, говорит, и //освятились// ([[new:1kor:06:11|1 Кор. 6:11]]). **Мир вам и благодать от Бога Отца нашего**, Который вас призвал и в усыновление Свое принял, **и Господа нашего Иисуса Христа**; не сказал: **чрез** Господа нашего Иисуса Христа. **Благодарю Бога чрез Иисуса Христа**. Пред этим сказал: **от Господа**, дабы показать божество; теперь же говорит: **чрез Господа**, чтобы показать также и человечество. **Вера ваша**, великая как ваш город, **возвещается во всем мире**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** В соответствии с правилами составления писем в этом месте Павел прибавляет обращение к тем, кому пишет: **Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым**, более обозначая **благодать** Божию, нежели их заслуги. Ведь не говорит: «любящим Бога», но: возлюбленным Божиим... **Благодать** - от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, и ею отпускаются наши грехи, посредством которых мы отворачивались от Бога; и от них [Отца и Сына] - этот **мир**, которым мы примиряемся с Богом. И поскольку, когда мы получили по благодати отпущение грехов, уничтожена была наша враждебность, то теперь мы имеем возможность восстановить **мир** с Тем, от Кого нас отворачивали наши грехи... Когда грехи будут прощены по вере в Господа нашего Иисуса Христа, настанет **мир** без разделения между нами и Богом. //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** Не просто: **всем находящимся в Риме**, но: **возлюбленным Божиим**. Откуда же видно, что они возлюбленные? Из освящения; а святыми называет всех верующих. Прибавил же: **призванным**, укореняя в памяти римлян благодеяние Божие и показывая, что хотя бы между ними находились и консулы и префекты, но Бог всех призвал тем же самым призванием, каким и простолюдинов, одинаково возлюбив и освятив вас. Итак, поскольку вы одинаково и возлюблены, и призваны, и освящены, то не превозноситесь над незнатными. **Благодать вам и мир.** И Господь заповедал апостолам, чтобы, когда входят в домы, это слово произносили первое. Брань, прекращенная Христом, которую породил для нас грех против Бога, была нелегкая, а мир тот приобретен не нашими трудами, но благодатью Божиею: итак, первее благодать, потом мир. Апостол молит о непрерывном и ненарушимом пребывании обоих этих благ, дабы опять, если впадем в грех, не возгорелась новая брань. **От Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа.** О, как всесильна благодать, происшедшая от любви Божией! Враги и бесславные, мы стали иметь Отцом Самого Бога. Итак, от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа да будут у вас непоколебимыми благодать и мир. Они даровали их, могут и сохранить их. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** Думаю, что это благословение мира и благодати, даруемое возлюбленным Божиим, к которым пишет апостол Павел, не менее того благословения, каким Ной благословил Сима и Иафета [[old:gen:09:26|(Быт. 9:26-27)]] и которое через Духа исполнилось в благословенных. То же самое касается благословения, которое Авраам получил от Мельхиседека [[old:gen:14:18|(Быт. 14:18-19)]], и Иаков от отца своего Исаака ([[old:gen:27:26|Быт. 27:26-29,]] [[old:gen:28:01|28:1]]), и благословения двенадцати патриархов, благословленных отцом своим Израилем [[old:gen:49:01|(Быт. 49:1-28)]], и благословения Моисея, каким он благословил двенадцать колен Израиля [[old:gen:33:01|(Быт. 33)]]. Думаю, апостольское благословение, которым он благословил Церковь Божию, было не меньшим, чем все названные благословения. Павел и сам говорит о себе: //Думаю, и я имею Духа Божия// [[new:1kor:07:40|(1 Кор. 7:40)]]. Апостол пишет в Духе Божием, и в Духе Божием благословляет. Так что те, кто благословлен апостолом, принимают благословение от самого Духа - при условии, что благословленные будут обнаружены в качестве достойных. Иначе случится так, как написано: //И если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам возвратится// [[new:lk:10:06|(Лк. 10:6)]]. Это написано о мире, а значит, и о благодати, поскольку благодать сопряжена с миром. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Тертуллиан ===== **всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** Итак... если придется вместе призвать Отца и Сына, то, вслед за апостолом, я обращусь к Отцу под именем **Бога**, а Иисуса Христа назову именем //Господа//. //**Против Праксея.**// ===== Севериан Габальский ===== **всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** **Святым** сказано здесь не просто, но поскольку //много званных, а мало избранных// [[new:mf:22:14|(Мф. 22:14)]], ведь не все остались в призвании - так чтобы //«не бросать святыни псам»//...[[new:mf:07:06|(Мф. 7:6)]] Павел назвал Бога Отцом, потому что Он никого не судит, Сына же - Господом, потому что Он - Судия (См. [[new:act:10:42|Деян. 10:42,]] [[new:2tim:04:01|2 Тим. 4:1]]). Говорит об Отце, чтобы указать на Его заботу о нас; Сына называет Господом, чтобы мы знали, что по благости Божией получили имя сынов, в то время как сам Иисус, будучи по природе истинный Бог, есть наш Господь. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** **Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым.** Хотя он и пишет римлянам, тем не менее показывает, что обращается ко всем любящим Бога. А кто они, как не истинно верующие в Сына Божия? Именно они - святые, и о них сказано **«призванные»**. Поступающие же по закону плохо понимают Христа и несправедливо поступают по отношению к Богу Отцу, поскольку имеют сомнение, что во Христе - совершенная надежда спасения. Потому и не святые, потому и не зовутся призванными. **Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.** **Благодать и мир**, говорит он, с теми, кто истинно верует. **Благодать**, потому что очищены от грехов; **мир**, потому что те, кто были врагами, примирились с Создателем, как Господь говорит: //В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему// [[new:lk:10:05|(Лк. 10:5)]]. И поскольку он учит, что без Христа нет ни мира, ни надежды, то добавил, что мир не только от Бога Отца, но и от Господа Иисуса Христа. Он говорит, что Бог - наш Отец по происхождению, ибо все от Него; и что Христос - Господь, ибо мы искуплены Его кровью и соделаны сынами Божиими. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** Назвав их святыми, поскольку писал к имеющим **благодать** Святого Духа, апостол провозглашает, что по этой причине Отец и Сын уделят им дары. Посредством этого он не упускает общение Святого Духа, но показывает, что у Отца, Сына и Святого Духа дары общие. А что дарования, которые даются людям, принадлежат Святому Духу, тот же самый апостол Павел раскрывает во многих местах (Ср. [[new:1kor:12:01|1 Кор. 12:1-11;]] [[new:2kor:13:13|2 Кор. 13:13]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** **Всем.** Этим добавлением Павел расширяет круг лиц, которым он посылает свое послание. Очевидно, что в Риме были и христиане из иудеев. - **Возлюбленным Божиим.** Бог любит всех людей [[new:in:03:16|(Ин 3:16)]], но по отношению к неверующим любовь Божия может быть только жалостью, а не тем тесным внутренним общением, в каком Бог находится с Своими чадами - верующими. - **Призванным святым.** Так называет он христиан для того, чтобы показать, что они святы, т. е. отделены от греховного Мира по призванию Божию, которое служит для них ручательством в прочности этой святости. - **Благодать вам и мир.** Под благодатью здесь следует разуметь любовь Божию, проявляющуюся все в новых и новых обнаружениях среди верующих; мир же - это чувство полного душевного успокоения, какое сообщает человеку сознание своего примирения с Богом. - **От Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.** Любовь Бога и любовь Христа - различны: та - любовь Отца, эта - любовь брата. Христос любит людей своею любовью [[new:rim:05:15|(Рим 5:15)]]. Показывая же, что податель даров есть не только Отец, но и Сын, Апостол, по изъяснению блаж. Феодорита, "поучает нас равенству Отца и Сына". См. также Толкование на [[new:rim:01:01#lopuxin_ap|Рим. 1:1]] ===== Прот. Николай (Афанасьев) ===== **всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:1kor:16:19#prot_nikolaj_afanasev|1 Кор. 16:19]], [[new:1kor:01:02#prot_nikolaj_afanasev|1:2]] [<10>]