[<10>] ====== Толкования на Рим. 1:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Первое убо благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко вера ваша возвещается во всем мире** Начало приличное блаженной душе и достаточное для того, чтобы научить всех посвящать Богу начатки добрых дел и слов и благодарить Его не только за свои успехи в добре, но и за успехи других, потому что это делает душу чистою от зависти и недоброжелательства и привлекает на благодарных большее благоволение Божие. Потому Павел и в другом месте говорит: //благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным// [[new:ef:01:03|(Ефес. I, 3)]]. Благодарить же должны не только богатые, но и бедные, не здоровые только, но и больные, не одни благоденствующие, но и терпящие напасти. Нет ничего удивительного в благодарении тогда, когда дела наши направляются попутным ветром; но когда бывает сильная буря, корабль опрокидывается и находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности. За такую благодарность и Иов был увенчан, заградил безстыдныя уста диавола и ясно доказал, что во дни благополучия был благодарным не из выгод, но вследствие сильной любви своей к Богу. Смотри также, за что благодарит Павел, - не за земное и погибающее, как-то: власть, могущество и славу (ведь это и не стоит ни одного слова), но за блага истинныя, веру и дерзновение. И с каким расположением он благодарит! Не сказал: Бога, но: **Бога моего.** Это делают и пророки, присвояя себе общее всем. И что удивительного, если (так поступают) пророки? Сам Бог всегда явно делает это в отношении рабов Своих, называя Себя в частности Богом Авраама, Исаака и Иакова. **Яко вера ваша возвещается во всем мире.** Итак, что же? Неужели вся земля слышала о вере римлян? По словам Павла, вся; и в этом нет ничего неправдоподобного. Ведь Рим был городом немаловажным, будучи расположен как бы на некоторой вершине, был известен всем. Ты же обрати внимание на силу проповеди, как она в короткое время при посредстве мытарей и рыбаков покорила себе самую славу городов и как мужи сирияне сделались учителями и наставниками римлян. Итак, Павел свидетельствует им о двояком, успехе (проповеди), - о том, что римляне уверовали, и уверовали с таким дерзновением, что слава о них распространилась по всей земле. Он говорит: **вера ваша возвещается во всем мире.** Вера, а не словопрения, не состязания, не доказательства, хотя в Риме и было много препятствий учению. Римляне, недавно получив власть над вселенною, много думали о себе, жили богато и роскошно, а проповедь принесли к ним рыбари - иудеи и от иудеев, народа ненавидимого и для всех презренного, и повелевали покланяться Распятому, воспитанному в Иудее; эти учители вместе с учением внушали и строгую жизнь таким людям, которые заботились об удовольствиях и стремились только к настоящему. Притом, проповедники были люди бедные, простые, низкого происхождения и из незнатных. Но ничто из этого не воспрепятствовало распространению слова: сила Распятаго была такова, что слово распространялось всюду, **возвещается**, как говорит Павел, **во всем мире**. Он не сказал - объявляется, но - **возвещается**, то есть, для всех они (апостолы) служили предметом разговора. Свидетельствуя об этом и фессалоникийцам, апостол присовокупляет и другое: сказав: //от вас промчеся слово Боже//, прибавил: //яко не требовати нам глаголати что// [[new:1sol:01:08|(1 Сол. 1:8)]]. Там ученики стояли на степени учителей, смело всех наставляли и привлекали к себе. Проповедь нигде не останавливалась, но быстрее огня обтекала всю вселенную. Здесь же только сказано, что возвещается. И хорошо апостол сказал: **возвещается**, показывая, что ничего не должно ни прибавлять к сказанному, ни убавлять, так как дело вестника передать только то, что ему было сказано. Потому и священник называется вестником (ангелом), так как возвещает не свои слова, но пославшаго. Конечно, и Петр проповедовал там (в Риме), но Павел труды его считает за одно с своими. Так много, как я сказал выше, был он свободен от всякой зависти. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Первое убо благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко вера ваша возвещается во всем мире** «Вступление, приличное блаженному Апостолу!» (святой Златоуст). Имея нужду похвалить римлян, он хвалит их, так, однако ж, что вместе отнимает всякий повод к превозношению: ибо не им приписывает хвалимое им в них добро, но Богу, источнику всякого добра. Говоря: благодарю Бога за веру вашу, — он и их возбуждает к благодарению, отвлекая внимание от себя и приковывая оное к Божию благодеянию и к Божией любви. Этим и каждого Апостол «достаточно вразумляет, что начатки добрых дел и слов надлежит посвящать Богу и благодарить Его не только за свои успехи в добре, но и за успехи других. Чрез сие душа делается чистою от зависти и недоброжелательства, и на благодарных привлекается большее благоволение Божие» (святой Златоуст). **Благодарю Бога моего**. «С какою горячностию благодарит он! Сказал не просто: **Бога**, — но: **Бога моего**. Так поступают Пророки, присвояя себе принадлежащее всем. И удивляться ли в том Пророкам? Не то же ли, по-видимому, наблюдает всегда Сам Бог касательно рабов Своих, называя себя исключительно Богом Авраамовым, Исааковым и Иаковлевым?» (святой Златоуст). Совершенные богобоязненники и боголюбцы имеют Бога своим в чувствах сердца и себя — Божиими. Чувствуя великую любовь Божию лично к себе и сами пламенея любовию к Богу, они естественно Бога себе присвояют и себя — Богу. И это есть полное выражение истинного богообщения, не мысленно представляемого, а самым делом установляющегося между духом верующего и Богом. Пока Бог зрится как нечто чужое и общее, вера еще слаба, еще не вошла в силу. Равно, кто не служит Богу всеми силами, а привязан бывает к чему-либо другому, не может иметь Бога своим Богом. **Благодарю... Иисусом Христом**. Все от Бога к нам нисходит чрез Господа Иисуса Христа, и от нас к Богу все должно восходить чрез Него же; не смеем мы являться пред Бога, не нося печати Христовой, не имея Его в уме и сердце верою, упованием, преданностию. //Почему и в молитве приступать к Богу заповедал Господь — во имя Его, уверяя, что если так кто помолится, то непременно получит просимое// (см.: [[new:in:14:13|Ин. 14:13 — 14]]). И жертвы никакой не принимает от нас Бог, кроме Господа. Всюду приносят жертвы Богу. Мы же, христиане, что приносим? небольшой хлеб и малую чашу вина, растворенного водою. Столько ли нам следует приносить?! Но эти хлеб и вино соделываются Телом и Кровию Господа, и чрез это наша жертва, столь малоценная по себе, становится бесценною. Так благоволил устроить Бог. — Если ни с чем не имеем мы являться пред Бога иначе как чрез Господа Иисуса Христа, то и с благодарением. Это и внушает Апостол, благодаря Бога за римлян Иисусом Христом. «Он есть посредник благодарения нашего Бога не потому только, что научил нас благодарить Бога, но и потому, что Сам приносит наше благодарение пред Бога» (блаженный Феофилакт). **Благодарю Бога моего... яко вера ваша возвещается во всем мире**. «Заметь, за что благодарит Павел, — не за земное и гибнущее, как то: за власть, могущество, славу, — сие не стоит внимания; но за блага истинные, веру и дерзновение (пред Богом)!» (святой Златоуст). Благодарит, что вера возвещается; но как ей возвещаться нельзя бы было, если бы она не была тверда, светла и совершенна, то, выражая благодарение за возвещение их веры, он вместе с тем признает за нею и сии качества, давая разуметь, что она высока и по познанию предметов веры, и по делам, соответствующим вере, и вместе столько воодушевлена, что не кроется, а дерзновенно являет себя пред всеми. Но и самое возвещение веры есть предмет, достойный благодарения: ибо пример римлян мог победоносно действовать на преклонение к вере всех слышавших о ней. «Не угождая им, но по самой истине сказал сие Апостол. Ибо не могло утаиться от живущих по вселенной совершавшееся в Риме. В нем издревле римские цари имели двор свой; оттуда посылались правители народов и собирающие дань с городов; в него также стекались все искавшие царских милостей, и все они повсюду делали известным, что и город Рим принял учение Христово. А это весьма великую доставляло пользу слышащим. Почему блаженный Апостол и прославил за сие Владыку» (блаженный Феодорит). **Возвещается во всем мире**. «Как это? Ужели вся земля слышала о вере римлян? По словам Павла, вся; и сие нимало не странно. Рим был не маловажным городом, но, будучи поставлен как бы на некоторой высоте, обращал на себя взоры всех. И не сказал: явною стала, — но: возвещается, — то есть для всех составляет предмет разговоров» (святой Златоуст). «Представь же себе силу проповеди, как она в короткое время чрез мытарей и рыбарей покорила себе первый из городов и как несколько сириан стали учителями и наставниками римлян. О двояком успехе проповеди свидетельствует здесь Павел: что римляне уверовали, и уверовали с полною твердостию, так что слава о них обтекла всю землю. Римляне, недавно возобладав вселенною, слишком много мечтали о себе, жили богато и роскошно, а проповедь принесли рыбари-иудеи, люди, принадлежавшие к народу презренному, которым все гнушались. И сии рыбари повелевали поклоняться Распятому, воспитанному в Иудее; и сии учители людям, изнеженным и погруженным только в настоящее, вместе с этим учением внушали строгую жизнь; и сии проповедники были люди бедные, неученые, из низких низкие. И однако же, все сие не попрепятствовало успеху веры. Такова была сила Распятого, что слово распространялось всюду. Проповедь нигде не останавливалась, но быстрее огня обхватывала целую вселенную» (святой Златоуст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире** Павел говорит: **Через Иисуса Христа**, не потому, что имеет в виду посредничество какого-либо прислужника, но более всего потому, что благодарит Бога за то, что произошло через Владыку Христа, и за то необыкновенное домостроительство, которое через Него спасло наш род и нас самих уловило, наряду с остальными, через веру в Него. Он выражает свое почтение им, чтобы они не подумали, будто он что-либо им ставит в вину или что он решился писать к ним с целью атаки Петрова предания, и, вознегодовав на это, не стали бы бегать от чтения, лишая себя таким образом пользы от его послания. Потому, начав с «благодарения» и «веры» и похвалив их за то, что она у них такая неложная и твердая, и за то, что они все вместе так крепко держатся ее, и таким образом достаточно превознеся их и возвеличив, как при помощи слова **«возвещается»** (которое он очень точно употребил для обозначения превосходства их города), так и через прибавление: **во всем мире**, - он сразу переходит к представлению самого себя. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире** См. Толкование на [[new:rim:01:07#prp_efrem_sirin|Рим. 1:7]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире** Апостол утверждает это не ради угождения им, но говоря правду, поскольку невозможно, чтобы от мира было скрыто то, что имело место в Риме. Ведь раньше именно там был дворец римских царей, и оттуда посылались правители над народами, а также сборщики дани с городов. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире** Вступление, приличное душе Павла! Он и нас научает благодарить Бога, и не только за собственные блага, но и за блага ближних: ибо в этом состоит любовь; благодарить же не за земное и гибнущее, но за то, что римляне уверовали. А словами **Бога моего** показывает тогдашнее расположение духа своего, присвояя общего Бога себе, как поступают и пророки, и даже сам Бог, называя себя Богом Авраамомым, Исааковым, и Иаковлевым, чтобы показать свою любовь к ним. Благодарить, говорит, надобно **Иисусом Христом**; ибо Он есть ходатай благодарения для нас ко Отцу, не только благодарить научающий нас, но и приносящий наше благодарение ко Отцу. За что же благодарить? За то, что **вера** римлян **возвещается во всем мире**. О двух предметах свидетельствует пред ними: и о том, что они уверовали, и о том, что уверовали с полною уверенностью, так что вера их возвещается во всем мире, а чрез них получают себе пользу все, горя соревнованием и подражанием царственному городу. И Петр проповедовал в Риме, но Павел, почитая труды его едиными со своими, благодарит за веру наученных Петром; так свободен он от зависти! //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире** Одним апостол пишет, что благодарит за всех, - как здесь, в Послании к Римлянам; другим же хотя и пишет, что благодарит, однако не добавляет «за всех». Отсюда, поразмыслив, ты заключишь, что когда он говорит, что благодарит «за всех», то не усматривает каких-либо тяжких прегрешений или постыдных дел у тех, кому пишет; там же, где замечает или порицает такие дела, он не добавляет к своему благодарению, что благодарит «за всех»: так обстоит дело в Посланиях к Коринфянам и к Колоссянам (См. [[new:1kor:01:04|1 Кор. 1:4;]] [[new:kol:01:03|Кол. 1:3]]). А в Послании к Галатам Павел вообще не благодарит, поскольку удивляется, что те //так скоро// перешли //от призвавшего// их //к иному благовествованию// (См. [[new:gal:01:01|Гал. 1:1-6]]). Итак, послание начинается с благодарения; но благодарить Бога - значит приносить Ему хвалебную жертву, и потому Павел добавляет: **через Иисуса Христа**, то есть как бы через первосвященника (Ср. [[new:evr:01:09|Евр. 1:9]]). Ибо тому, кто желает принести жертву Богу, надлежит знать, что жертвоприношение следует совершать рукой священника. Но и слова **«Бога моего»** сказаны не просто так, поскольку таким образом могут говорить только святые, чьими и называется Бог, подобно тому как говорят: «Бог Авраама, Исаака или Иакова» (Ср. [[old:ish:03:06|Исх. 3:6,]] [[old:ish:03:15|3:15-16;]] [[new:mf:22:32|Мф. 22:32;]] [[new:mk:12:26|Мк. 12:26;]] [[new:act:03:13|Деян. 3:13,]] [[new:act:07:32|7:32]]). Не может назвать Господа Бога своим тот, кому бог - чрево, или алчность, или слава и почести мира сего, или блеск тленных вещей, так как для всякого, кто чтит что-либо из перечисленного, это и является богом. Однако посмотрим, за что же апостол благодарит своего Бога. За то, говорит он, что **вера ваша возвещается во всем мире**. Если понять это во всем мире буквально, это означает, видимо, что во множестве мест мира, то есть во многих землях, проповедуется вера и религия римлян. Если же, как неоднократно в других местах, здесь под миром подразумевается тот мир, который состоит из неба и земли и всего, что пребывает в них, то можно понять эти слова и в том смысле, что силы, о которых сказано, что у них //бывает радость и об одном грешнике кающемся// [[new:lk:15:10|(Лк. 15:10)]], тем более радуются об обращении и вере римлян, когда ее возвещают им ангелы, «восходящие и нисходящие к Сыну Человеческому» [[new:in:01:51|(Ин. 1:51)]]. Ибо они дивятся обращению язычников и тому, что по всей земле звучит слово апостолов Иисуса Христа. Наконец, они радуются даже об их трудах, зримых в этом мире, как сказано апостолом: //Мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков// [[new:1kor:04:09|(1 Кор. 4:9)]]. Однако слова Павла можно понять и так, что эта вера, которую исповедуют римляне, есть та же самая и не иная, чем вера, которая **возвещается** и принимается **во всем мире** и проповедуется не только на земле, но и на небесах. Ибо Иисус примирил Своей кровью не только земные, но и небесные творения, и во имя Его преклоняют колена сущие не только на земле, но также на небе и в преисподней (Ср. [[new:fil:02:09|Флп. 2:9-11]]). Это и значит, что во всем мире возвещается вера, через которую весь мир делается подвластным Богу. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире** Окончив со вступлением, Павел прежде всего свидетельствует о своей радости: апостол народов, он рад тому, что, несмотря на то что римляне правят миром, они подчинились вере христианской - той, которая мудрым века сего кажется низкой и глупой (См. [[new:1kor:01:23|1 Кор. 1:23]]). И хотя в римлянах его радует многое: они держались учения и стремились делать добро, и усердствовали более в добрых делах, нежели в словах, что не так далеко от религии Бога, - но, говорит он, прежде всего его радует, что их вера шествует по всему миру. Он радуется, что, вопреки их традиции... они стали почитать Единого Бога - через почитание имени Христа, и сознают, что могут продвинуться дальше. Через это он выражает свою любовь к ним, радуясь их доброму начинанию и подбадривая к продвижению. Он говорит, что благодарит своего Бога, хотя они еще и не получили всего... ведь любая из наших возможностей ко спасению исходит от Бога, но **через Христа**, а не через закон и пророков. Потому он говорит, что благодарит Бога через Христа: слава о их вере многих подвигла на то, чтобы отнести это **через Христа** к провидению Божию. Ибо возрадовались крепкие в вере, которые поверили раньше; другие же - когда увидели, как укрепились в вере вожди; в то время как те, кто не верил, могли теперь поверить по их примеру. Ведь меньший с легкостью делает так, как поступает больший. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире** Павел показывает, что вера римлян известна всем церквам хотя бы уже потому, что эта самая вера, которой держатся римляне, проповедуется апостолами **во всем мире**. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире** Апостол почти все свои послания начинает благодарением Богу за процветание той церкви, к которой он пишет послание. Особенно выдвигает он на вид при этом то обстоятельство, что об обращении многих римлян к вере во Христа говорят во всем мире. Апостол этим указывает на великую пользу, какую этот факт должен иметь в деле распространения христианства: провинции, очевидно, будут следовать примеру столичного города! [Дейсман, впрочем, видит здесь указание только на мир христианский, на общество верующих во Христа, которое живо интересовалось тем, как принято Евангелие в Риме... с. 40]. - **Бога моего**. Этим выражением Апостол указывает на //личный// свой опыт, каким он убедился в любви Божией, в частности, к нему, извергу [[new:1kor:15:08|(1 Кор. 15:8)]]. - **Чрез Иисуса Христа**. Апостол воссылает Богу благодарение через Христа, как Главу Церкви и как своего Главу. Ст. 8-17 **Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда -нибудь благопоспешила мне придти к вам, ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею. Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне ), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет** Писать к римлянам побуждает Апостола его любовь к ним, а также сознание своей обязанности, какую он имеет по отношению к ним, как Апостол и учитель язычников. Послание же это имеет целью - укрепить римлян в христианской вере и жизни. Оно заменяет собою устную беседу, какую Апостол хотел бы вести с римлянами, но не мог доселе. Если они думают, что он не явился к ним до сих пор потому, что стеснялся выступать с проповедью о распятом Христе в столице мира, то ошибаются. Он не стыдится благовествовать Евангелие, потому что оно есть сила Божия, спасающая людей, и потому что в нем открывается правда Божия. **//Толковая Библия.//** [<10>]