[<10>] ====== Толкования на Рим. 1:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 10-13 **всегда в молитвах моих моляся, аще убо когда поспешен буду волею Божиею приити к вам. желаю бо видети вас, да некое подам вам дарование духовное, ко утверждению вашему: сие же есть, соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею. Не хощу же не ведети вам, братие, яко множицею восхотех приити к вам, и возбранен бых доселе, да некии плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех** **Моляся, аще убо когда поспешен буду волею Божию приити к вам, желаю бо видети вас** [[new:rim:01:10|(ст. 10)]]. Замечаешь ли ты, что апостол горит сильным желанием увидеть римлян и не решается на это против воли Божией, но желание свое умеряет страхом Божиим? Он любил их и стремился к ним, но однакоже и в то время, когда любил, не захотел увидеться с ними против воли Божией. Итак, смотри, как обильно он был преисполнен тем и другим - и страхом Божиим, и любовию к римлянам. Его сильная любовь выражалась в том, что он непрестанно молился, молился даже и тогда, когда не получал просимого; а постоянное благочестие проявлялось в том, что он, имея любовь, не переставал быть покорным мановению Божию. Некогда Павел трижды просил Господа и не только не получил просимого, но, и не получив, счел за великую милость то, что не был услышан: так он во всем взирал на Бога. Теперь же хотя и получил (просимое), но не в то время, когда просил, а после, и нисколько этим не огорчился. Однажды отдав себя всеуправляющей руке, он подчинялся ей с такой покорностью, как глина горшечнику, и следовал туда, куда вел Бог. Апостол, сказавши, что он молился о том, чтобы увидеться с римлянами, упоминает далее и о причине своего желания. Что же это за причина? **Да некое подам вам дарование духовное, ко утверждению вашему** [[new:rim:01:11|(ст. 11)]]. Значит, он предпринимал путешествие не просто, не так, как многие ныне совершают путешествие без цели и нужды, но его побуждали дела необходимые и важные, хотя он и не хочет сказать об этом ясно, а только намекает. Он не сказал: иду научить вас, наставить в вере, восполнить недостающее; но говорит: **да некое подам**, давая тем знать, что не свое им подает, а передает то, что сам получил. И при этом выражается опять смиренно - **да некое**. Подам нечто малое, говорит он, и соразмерное с своими силами. В чем же состоит то малое, что он намерен передать теперь? Это есть, говорит апостол, нечто служащее, ко утверждению вашему. Значит, от благодати зависит и то, чтобы стоять твердо, а не колебаться. А когда услышишь о благодати, не подумай, что будет отвергнута награда за произволение. Упоминая о благодати, апостол не труд выбора унижает, а отсекает кичливость высокомерия. Итак, не ослабевай (духом) оттого, что Павел назвал это дарованием благодати. Вследствие великой признательности к Богу, он обыкновенно и добрыя дела называл дарованием благодати, потому что и для них нужна нам большая помощь свыше. Сказав же - **ко утверждению вашему**, он скрытным образом показал, что римляне нуждаются в большем исправлении. То, что он хочет сказать им, состоит в следующем: с давнего времени я желал и просил (Бога) увидеть вас не для чего-либо другого, но для того, чтобы укрепить вас, утвердить и прочно водрузить в страхе Божием, чтобы вы никогда не колебались. Но он не сказал именно так, потому что мог бы огорчить римлян, а на то же самое намекает в других словах и слегка, выражая это в словах: **ко утверждению вашему.** Затем, так как и это было сказано очень сильно, то смотри, как апостол смягчает слова свои пояснением. Римляне могли сказать: "так что же? Неужели мы колеблемся, кружимся и имеем нужду в твоем слове, чтобы стать твердо?" Апостол заранее устраняет это возражение, говоря так: **сие же есть соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею** [[new:rim:01:12|(ст. 12)]]. Он как бы говорил этим следующее: не подозревайте, что я сказал это для обвинения вас: не с таким намерением сказаны слова мои. А что же хотел я выразить? Вы, будучи окружены со всех сторон гонителями, потерпели много притеснений; потому я пожелал увидеть вас, чтобы утешить, или, лучше сказать, не только утешить вас, но и самому получить утешение. Заметь мудрость учителя. Он сказал: **ко утверждению вашему**, но, зная, что такое выражение для учеников тяжело и сильно, присовокупляет - **к утешению вашему.** Но и это опять тяжело, хотя не столько, конечно, как первое, однакоже все еще тяжело. Потому он опять умеряет силу слов своих, всячески смягчая речь и делая ее приятной. Он не просто сказал: утешиться, а: **соутешитися**; но и этим не удовольствовался, а употребляет другое и более приятное выражение, сказав: **верою общею, вашею же и моею.** Какое смиренномудрие! Он ясно выразил, что сам имеет в них нужду, а не они только в нем, и учеников возвел на степень учителей, не пожелав оставить себе никакого преимущества, но показав полную с ними равночестность. В этом, говорит он, заключается общая наша польза: и я имею нужду в вашем утешении, и вы в моем. А как же это бывает? **Общею верою, вашей же и моею**. Как в том случае, если кто-нибудь соединяет много светильников, возжигает яркое пламя, так обыкновенно бывает и с верующими. Тогда христиане терпели большие бедствия: разсеянные и гонимые они жили в голоде и среди войн, трепетали ежедневной смерти, не смели положиться на друзей, домашних, родных, в целом мире были как странниками, а лучше сказать, больше переносили трудностей, чем живущие на чужой стороне. Потому-то апостол говорит: **ко утверждению вашему, и соутешитися общею верою.** Но он говорит это не в том смысле, будто сам нуждался в их содействии, - нет. В чем мог нуждаться тот, кто был столпом церкви, крепче железа и камня, духовным адамантом, у котораго было достаточно сил для проповеди в многочисленных городах? Но, чтобы не выразиться резко и не причинить сильной укоризны, он и прибавил, что и сам имеет нужду в утешении римлян. Если же кто-нибудь скажет, что здесь видны утешение и радость апостола, вследствие приращения в римлянах веры, и что в этом Павел имел нужду, тот не погрешит в таком изъяснении слов его. Итак, если ты (могли сказать апостолу) желаешь, молишься, надеешься насладиться утешением и преподать его, то что препятствует тебе придти? Разрешая такое сомнение, Павел присовокупил: **не хощу же не ведети вам братие, яко множицею восхотех приити к вам, и возбранен бых доселе** [[new:rim:01:13|(ст. 13)]]. Обрати внимание на степень рабского послушания и на пример великой признательности. Апостол говорит только, что у него были препятствия, но какие именно - об этом не говорит. Ведь он не исследует повелений Владыки, а только повинуется им, хотя другим и естественно было недоумевать, почему Бог столь знаменитому и обширному городу, на который обращены были взоры целой вселенной, препятствовал так долго пользоваться столь великим, как Павел, учителем. Кто овладел главным городом, тот легко нападает и на подданных, а кто миновал столицу и покоряет сперва подданных, тот оставляет без внимания самое главное. Впрочем, апостол не разсуждает ни о чем подобном, а предается непостижимому Промыслу, обнаруживая в этом благонастроенность души своей и научая всех нас никогда не испытывать Бога о причинах дел, хотя бы и казалось, что события смущают многих. Господину свойственно только повелевать, а рабам повиноваться. Поэтому Павел и говорит, что у него были препятствия, но какия именно - не упоминает. Я сам не знаю, говорит он. Итак, Павел достиг того, о чем заботился. Чего же именно? Он доказал, что не по нерадению о римлянах он не приходил к ним, но потому, что у него были препятствия, хотя он и сильно желал прийти. Отклонив же от себя нарекание в беспечности и убедив, что не менее их желал увидеть, он приводит и другия доказательства любви своей. При всех препятствиях, говорит он, я не переставал домогаться, и хотя, при всех стремлениях, постоянно встречал препятствия, я однакоже никогда не оставлял своего намерения, а в тоже время не противился воле Божией и сохранял любовь. Тем, что был расположен прийти и не отказывался (от своего намерения), апостол доказал усердие к римлянам, а тем, что был задерживаем и не противился, он обнаружил всецелую любовь свою к Богу. **Да некий плод имею и в вас** [[new:rim:01:13|(ст. 13)]]. Хотя выше апостол и сказал о причине своего желания и представил ее подобающим для себя образом, однакоже и здесь причину эту приводит вновь, вполне устраняя подозрение римлян. Так как Рим был знаменитый город, единственный повсюду - на суше и на море, то одно только желание обозреть его было для многих поводом к путешествию; чтобы и о Павле не подумали чего-либо подобного и не стали подозревать, будто он хочет побывать там единственно в намерении похвалиться своим общением с римлянами, он неоднократно и указывает причину своего желания. И хотя выше сказал: я весьма желал видеть вас, чтобы подать вам некоторый духовный дар, здесь он говорит еще яснее: **да некий плод имею и в вас, якоже и в прочиих языцех.** Властителей апостол поставил наравне с подвластными и, не смотря на тысячи трофеев, на победы и знаменитость государственных сановников, поместил их на ряду с варварами. И весьма справедливо. Где благородство веры, там нет ни варвара, ни эллина, ни чужеземца, ни гражданина, но все стоят на одной степени чести. Заметь же и в этом скромность Павла. Он не сказал: приду научить, наставить в вере, но - что? **Да некий плод имею и в вас.** Не просто - плод, но - **некий плод.** Опять ограничивает все относящееся к себе, как и выше говорит: **да некое подам.** Потом апостол, как и прежде, ограничивает и их, присовокупляя: **якоже и в прочиих языцех.** В виду того, что вы богаты и имеете у себя больше других, не подумайте, что в отношении остальных я показываю меньше старания; ведь мы ищем не богатых, а верующих. ===== Свт. Феофан Затворник ===== **всегда в молитвах моих моляся, аще убo когда поспешен буду волею Божиею, приити к вам** **Моляся, аще убо когда поспешен буду волею Божиею, приити к вам**. Таково настроение богопреданных душ — не только творить угодное Богу, но и так творить, как угодно Богу. Таков был Апостол. «Соблюдая точность, сказал не просто, что просил Бога о пришествии к ним, но волею Божиею, то есть если угодно сие Правителю всяческих» (блаженный Феодорит). «Апостол и сильно желал видеть римлян, однако же не решается на то против воли Божией, но желание свое умеряет страхом Божиим. Как ни любил их, как ни влекло его к ним; однако же не захотел видеться с ними против воли Божией. Вот как обильно преисполнен он был тем и другим, — и страхом Божиим, и усердием к римлянам! Его сильная любовь открывалась в том, что он непрестанно молился, молился даже и тогда, когда не получал просимого, а страх Божий в том, что, любя, не переставал быть покорным мановению Божию. Некогда Павел трижды просил Господа, но не получил просимого; и, не получив просимого, счел за великую милость то, что не был услышан. Сколько во всем предан был он Богу! Теперь хотя получил просимое, однако же не в то время, как просил, а после; но и тем не огорчился. Говорю это для того, чтобы и нам не скорбеть, когда бываем не услышаны или услышаны позже. Мы не лучше Павла, который то и другое признает за милость; и совершенно справедливо. Однажды отдав себя всеуправляющей Руке, он подчинился ей так, как глина горшечнику; и всегда следовал водительству Божию» (святой Златоуст). «Если где было в виду спасение стольких тысяч, божественный Апостол не просил безусловно, но с прошением сопоставлял волю Божию; то достойны ли мы какого извинения, когда и рассуждая, и молясь о вещах чувственных, касающихся до нас, не поставляем сего в зависимости от изволения Божия» (блаженный Феодорит). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам** См. Толкование на [[new:rim:01:09#prp_efrem_sirin|Рим. 1:9]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам** С точностью употребляя слова, Павел сказал, что не просто молился о прибытии к ним, но в соответствии с Божией волей, то есть если это будет угодно Правителю всего. Если же, когда идет речь о спасении стольких тысяч, божественный апостол ничего не просил неопределенно, но согласовывал просимое с Божией волей, то какого извинения заслуживаем мы, когда, разговаривая и молясь о чувственных вещах, не ставим свои дела в зависимость от Божиего решения? //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам** Теперь прибавляет, почему вспоминает о них. **Придти**, говорит, **к вам**. Обрати внимание: как ни любил он их, как сильно ни желал видеть их, однако не хотел видеться с ними против воли Божией. Но мы или никого не любим, или если любим кого когда-нибудь, то делаем это против воли Божией. Что Павел непрестанно молился о том, чтобы видеть их, что происходило от сильной любви его к нам, а что он покорялся мановению Божию, это было знаком его великого благочестия. Не будем скорбеть и мы, если когда-либо не получим просимого в молитвах. Мы не лучше Павла, который трижды просил Господа об избавлении от //жала в плоти//, и не получил желаемого ([[new:2kor:12:07|2 Кор. 12:7-9]]); ибо это было полезно для него. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам** Непрестанно молясь за тех, кому пишет, и помня о своем служении, апостол делом завершает то, что начал при помощи проповеди. Что касается сказанного им о том, что он всегда просит в молитвах, **чтобы воля Божия благопоспешила ему когда-нибудь придти** в Рим, то следует помнить, что, будучи посланным на святое дело, то есть на дело благовестия, апостол Божий ожидает добиться молитвами не только удачи в пути, но и благорасположения воли Божией. Исходя из этого, и нам, за которыми не ведаются ни такие дела, ни такие заслуги, тем более следует просить Бога об удаче в пути, когда намереваемся что-либо предпринять. Думаю, однако, что апостол также хочет сказать и то, что удача в пути не всегда происходит по воле Божией. Ведь и Валаам успешно пришел в Валак для того, чтобы проклясть народ Израильский, однако эта удача была не по воле Божией (см. [[old:chis:22:22|Числ. 22:22-35]]). И многие в мирских делах пользуются успехом и превозносятся в своем благополучии, однако такое благополучие не по воле Божией, если путь наш направлен не к тому, к чему направляет его апостол. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам** Апостол раскрывает смысл своей молитвы за них, говоря, что просит Бога о том, чтобы мог прийти в Рим для укрепления их по воле Бога, Чей дар проповедует. Когда же придет к ним, то все, чему предстоит совершиться, также должно совершаться по воле Бога. Потому он и просит в молитвах, чтобы по какой-либо причине ему представился случай прийти в Рим, так как теперь он занят проповедью среди других. Путешествие будет удачным, если на то будет воля Божия, поскольку воля Божия уготовит и путь. Удачное путешествие - это не впустую перенести трудности пути. О том просит Павел, чтобы Бог, призвав их, также исполнил их и Своею благодатью. Говорит с томленьем духа, так как стремится к ним, зная, что будет польза и им, и ему, как сказано: //Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?// ([[new:1sol:02:19|1 Фес. 2:19]]). Ибо плод апостола становится богаче, если прибыль достается многим. Кроме того, его радость станет еще большей, если сильные мира обратятся к Богу, потому что чем серьезнее враги, тем больше нужда в примирении. И желанию его представился случай, когда, будучи схвачен, он обратился к цезарю и был послан по другой причине в город Рим - по Божией воле во исполнение своего страстного желания. Когда он оказался в кораблекрушении, предстал ему Господь и сказал: «Не бойся, Павел! Как ты свидетельствовал обо Мне в Иерусалиме, так будешь и в Риме» ([[new:act:23:11|Деян 23:11,]] [[new:act:27:24|27:24]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам** Павел доказывает, что все, что он делал, он делал по воле Божией. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам** **Когда-нибудь** - точнее с греч. (ἤδη ποτὲ) = хоть теперь, наконец (ср. [[new:fil:04:10|Флп. 4:10]]). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:rim:01:08#lopuxin_ap|Рим. 1:8]] [<10>]